В настоящее время существует ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьной практике (под редакцией А.П. Матвеева; под редакцией В.И.Лях, А.А.Зданевич и др.). Данные программы предусматривают различные направления в физическом воспитании.

Учебная программа под редакцией А.П. Матвеева направлена на спортивную подготовку учащихся на базе одного вида спорта.

Авторы направленного развития двигательных способностей В.И.Лях, А.А.Зданевич утверждают, что основными компонентами являются укрепление здоровья; содействие нормальному физическому развитию двигательных и координационных способностей, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, обучение  способам творческого применения  полученных знаний, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно - применение типовых программ по физической культуре на уроке не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных  возможностей  организма   школьников   и  эффективного развития основных двигательных   качеств. Известно, что одним из эффективных средств физического воспитания являются ритмические виды гимнастики, а именно аэробика, в которых общеразвивающие упражнения разной направленности удачно сочетаются с элементами танцев, образуя оригинальную двигательную композицию, выполняемую под музыкальное сопровождение. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений школьников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на двигательные качества. (Т.С.Лисицкая, 1988; Ж.Е. Фирилева, 1987). 

Однако, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке воздействие аэробики на развитие двигательных способностей  учащихся; изучение аспектов обучения элементам, построенных с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого учащегося. Данные вопросы в научно-методической литературе освещены недостаточно. Как показали наши предварительные исследования, больше половины школьников не владеют элементами музыкально ритмической подготовки таких занятий. В этой связи особую значимость приобретает поиск решений, обеспечивающих результативность обучения школьников, и построение системы обучения с учетом индивидуального дифференцированного подхода, определение соотношения организованного обучения сложно-координационным видам двигательной деятельности и самостоятельных занятий, а также выделение методов нравственно-волевого развития учащихся и методов мотивации. Использование в школьном возрасте занятий по аэробике как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ученика, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает школьника  из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение элементам аэробики обеспечивает всем школьникам равные права для овладения ценностями физической культуры и представляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей  вызывает необходимость активизации и систематизации процесса преподавания  современных средств обучения.

 

Задачи урока

Образовательные:

1)      обучать упражнениям на степ – платформе;

2)      закреплять навык упражнений с фитбол-мячами;

3)      совершенствовать комплекс упражнений танцевальной аэробики под музыкальное сопровождение.

Оздоровительные:

1)      формировать правильную осанку;

2)      содействовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.

Воспитательные:

1)      формировать у учащихся потребность к дальнейшему развитию двигательных качеств, творческому поиску;

2)       формировать эстетику выполняемых упражнений;

3)      формировать привычку здорового образа жизни.

 

Место проведения: спортивный зал.

Техническое средство: магнитофон.

Инвентарь: фитбол-мячи, степ-платформы,  секундомер.

 

Вера Севидова, учитель физической культуры Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

 

В прикрепленном файле - ход урока.

Фото из архива автора.