Согласно этому нормативному документу педагог перед каждым путешествием инструктирует детей по правилам безопасности. С текстом инструктажа можно познакомиться в книгах Ю.В. Козловой и В.В. Ярошенко «В поход с классом» и «Туристский клуб школьников», изданных ТЦ «Сфера» в 2004 г. Но ученикам начальной школы просто зачитать правила безопасности малоэффективно. Монолог не позволит учителю убедиться в подготовленности будущих участников путешествия. Гораздо результативнее провести беседу, использовать интересные детям проблемные вопросы, затрагивающие их опыт.

Мы предлагаем определить уровень знаний школьников с помощью небольшого тестирования, которое учитель проводит в устной форме.

1. В походе ты будешь руководствоваться правилом...

Семеро одного не ждут.

Семеро одного ждут.

Каждый сам за себя.

2. Что нужно сделать, если во время похода ты устал или плохо себя почувствовал?

Сойти с тропинки, отдохнуть, а потом догнать группу.

Терпеть до конца прогулки.

Сразу сообщить об этом учителю.

3. Если на маршруте заметил опасность, то нужно

Никому не говорить.

Сказать товарищу.

Сказать учителю.

4. Если на пути встречается препятствие, что нужно сделать?

Предупредить других.

Ничего не делать, сами заметят.

5. На прогулке ты будешь делать...

Что захочется, то и буду делать.

С другом обязательно придумаем что-нибудь интересное.

Только то, что скажет учитель.

6. Группа идет вдоль дороги. Как она должна двигаться?

Идти строем по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту.

Идти строем по правой стороне обочины по ходу движения транспорта.

Не важно, по какой стороне идти, главное - быть рядом с товарищем.

7. Как ты считаешь, при переходе через дорогу участники должны...

Быть очень внимательными и не мешать никому из товарищей.

Переходя дорогу, обсудить с другом марку проезжающей машины.

Смотреть под ноги, чтобы не раздавить гусеницу или жука.

8. В ветреную, холодную погоду группа сделала привал на просторной поляне.

Это ошибка, ведь на холодном ветру можно простудиться.

Это правильно, можно разойтись по поляне, и никто не будет мешать друг другу.

9. Обнаружив оружие или боеприпасы, как надо действовать?

Забрать себе на память.

Пройти мимо и никому не сказать о находке.

Не трогая, сообщить учителю.

Наталья Миленина, учитель начальных классов, школы №1981, Москва