Велика роль внеклассной работы в воспитании патриотизма, в многообразии ее форм и методов. Большое значение имело всегда, а тем более имеет сегодня знакомство школьников с историей символов и ритуалов нашего государства. В настоящее время у нас появилось немало молодежных организаций, которые проповедуют псевдопатриотизм. И на учителе сегодня лежит большая ответственность за то, чем и как будет заполнен вакуум, образовавшийся после многих изменений в нашем обществе.

Цель: Через Государственные символы России воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Родины, бережное отношение к родному краю, гордость за прошлое, настоящее и будущее своего Отечества.

Оборудование:

1. Плакат «Символы нашей Родины».

2. Плакаты:

Флаг Российской Федерации;

Гимн Российской Федерации;

Герб Российской Федерации.

3. Стойки с

Андреевским флагом;

Государственным флагом Российской Федерации;

Государственным флагом Советского Союза.

4. Старинные гербы

Камчатской губернии;

Петропавловска-Камчатского.

Технические средства обучения:

1. Музыкальный центр.

2. Аудиокассеты.

Чтец 1: Родина моя - бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые,

Где бы ты в России ни бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном -

Эта неоглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Чтец 2: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец, отсюда наш род и кровь. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.

Ведущий 1: Во главе России стоит президент. Президента избирает весь народ один раз в четыре года. Помогает ему управлять страной правительство во главе с премьер-министром. Законодательным органом власти является двухпалатный парламент - Федеральное собрание, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Главный закон страны называется КОНСТИТУЦИЯ.

Учитель: Торжественное собрание, посвященное Дню Конституции, объявляется открытым! Прошу всех встать!

(Все встают, звучит Гимн России.)

Прошу всех сесть.

Ребята, в прошлом году мы с вами знакомились с Конституцией России, с ее статьями, и я отмечала, что этот документ является ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ нашей страны. А вот сегодня мы будем говорить о символах нашего государства, которые были утверждены 25 декабря 2000 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в федеральных конституционных законах.

Учитель: Какие государственные символы России вы знаете?

(Дети отвечают)

Учитель: Мы говорим символы... А кто из вас знает значение этого слова?

(Ребята говорят о значении слова, позже, в заключение, я вывешиваю на доске значение этого слова по словарю В. Даля «Символ(ы) - от греческого, слова и знаки, обозначающие суть чего-либо...»)

Ведущий 2: Российскому государственному гербу полтысячи лет. Двуглавый орел прилетел к нам из столицы древней Византии города Константинополя. И привезла его Царевна Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, в 1497 году приехавшая на Русь, чтобы стать женой русского царя Ивана III. До свадьбы Ивана III с царевной Софьей русским гербом было изображение Святого Георгия на белом коне. Когда русский царь принял герб Византии - двуглавого орла, то прежний герб был помещен на щите на груди орла.

(Дополнительный материал о гербе рассказывает другой ученик, смотрите приложение.)

Учитель: Перед вами два плаката. Скажите, пожалуйста, что изображено на них?..

А как вы догадались?..

Что обозначают изображенные знаки?..

(На плакатах изображены два герба - старинный герб Камчатской губернии и старинный герб Петропавловска-Камчатского. Рассматриваем с ребятами, что изображено, делаем заключение, что действительно знаки и символы отображают суть.)

Учитель: Как вы думаете, если бы ученики нашей школы приняли участие в конкурсе «Герб моей школы», что бы на нем было изображено и почему?

(Дети высказывают свое мнение, предложения, обосновывают свой выбор.)

Ведущий 1: История Российского национального флага начинается в ХVII веке. Создателем флага был Петр I. Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную и с 1705 года официально назывался «торговых, коммерческих и промышленных российских судов флагом». Этот флаг существовал до 1917 года. Затем его сменил красный с серпом и молотом, а

22 августа 1991 года бело-сине-красный флаг вновь стал Государственным флагом России.

Ведущий 2: По международной традиции военно-морские корабли имели особый флаг, а торговый флаг одновременно являлся и национальным, поэтому символом военно-морского флота стал Андреевский флаг. Он так назван в честь апостола Андрея Первозванного, который считался покровителем России. Апостол Андрей ходил проповедовать учение Христа в славянские земли и предвосхитил крещение славян. По приказу римлян он был распят на кресте, имевшем форму буквы «Х». Этот крест и показан на флаге. «Флаг белый, - писал Петр, - через который крест синим святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

(Дополнительный материал о Флаге рассказывает другой ученик, смотрите приложение.)

Учитель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что означают цвета Государственного флага России?

(Дети объясняют.

Красный, синий и белый были любимыми цветами народа.

Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту.

Голубой цвет означает величие, красоту, ясность.

Белый цвет - цвет чистоты и святости.)

Учитель: 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину.

Первой приняла удар героическая Брестская крепость. И, даже уже находясь в глубоком тылу, крепость продолжала сражаться...

Я хочу зачитать вам небольшой отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился», а вы дайте мне ответ на вопрос: почему так важно было сохранить воинское знамя?

(Учителем зачитывается отрывок «Лейтенант» на фоне музыки Седьмой симфонии Д. Шостаковича «Ленинградская». После того как зачитан отрывок, дети отвечают на вопрос и делают выводы. Смотрите приложение.)

Учитель: Хочу привести вам примеры военного времени...

Когда киевский пионер Костя Кравчук, сохранивший в дни оккупации Киева фашистами два знамени советских полков, был награжден орденом Красного Знамени, газета «Правда» писала, что по этому подвигу потомки будут судить о поведении советского молодого человека в момент тягчайшего военного испытания для Родины.

Красные знамена спасли и другие ребята, в том числе девятилетняя Нина Ферофонова из города Артемовска.

Ценой своей жизни эти маленькие герои в годы Великой Отечественной войны боролись за честь, свободу и независимость нашей Родины!

Эти ребята были вашими ровесниками.

Учитель: История создания нашего гимна тоже достаточно интересна.

(Учитель музыки рассказывает о гимне. Вокальная группа исполняет «Боже, царя храни», «Марсельезу», «Интернационал» (отрывки). Смотрите приложение.)

Ведущий 1: Первый официальный Гимн России был написан в ХIХ веке на английскую мелодию поэтом В. Жуковским и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя. Та же идея звучала и в гимне «Боже, царя храни», написанном

В. Жуковским на музыку А. Львова.

Ведущий 2: До 1944 года гимном был «Интернационал». Музыка этого гимна была написана в ХIХ веке во Франции Пьером Дегейтером. Русский текст А. Коца был опубликован еще в 1902 году. В нем были слова:

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим.

Кто был ничем, тот станет всем.

Ведущий 1: Распад СССР и провозглашение независимости России привели к тому, что Гимном России стала «Патриотическая песня» М. Глинки. Мелодия эта весьма торжественна, однако текст на эту мелодию написать оказалось слишком трудно.

Ведущий 2: Торжественная песня страны - Гимн России был принят 30 декабря 2000 года и впервые исполнен в Новогоднюю ночь 2001 г. Слова гимна написал известный детский поэт С. Михалков, а музыку знаменитый композитор А. Александров.

Учитель: А какие слова, на ваш взгляд, в гимне самые главные и почему?

(Дети отвечают.)

Учитель: Кто из вас знает или где-то видел, просто обратил внимание на то, как относятся граждане других стран к государственным символам...

(Предполагается, что дети приведут пример граждан США - поют стоя гимн (где?), в классах школы стоят символы - Государственный флаг США, флаг школы...)

Учитель: У нас на торжественном собрании присутствует очень интересный гость - Марина Алексеевна Старчеус, доцент кафедры всемирной истории Петропавловска-Камчатского педагогического университета. Она недавно вернулась из поездки по Соединенным Штатам Америки...

Много интересного она увидела, и ей есть о чем сегодня рассказать, как школьники, да и взрослые, относятся к символам своей Родины - США, какие символы есть у учебных заведений.

(Марина Алексеевна рассказывает о поездке, о том, что видела и что ее поразило, делает акцент на отношение американцев к своим государственным символам, демонстрирует фотографии.)

Учитель: Мне было приятно читать ваши ответы на вопросы анкеты, которую я вам предложила еще в ноябре.

(Делаю анализ анкет по 5 вопросам, которые предлагались учащимся (вопросы представлены вниманию учащихся на плакате), зачитываю наиболее интересные ответы).

Учитель: Нашей школе в августе 2004 года исполняется 60 лет. Это юбилей!

Может, кто-то понял, почему я именно сегодня вспомнила об этом? Кому-то, может быть, в голову пришла интересная идея?

(Действительно, цель достигнута! - дети предложили создать символы нашей школы - гимн, герб, флаг!

Здесь же, на собрании, дети предложили провести в школе конкурс среди учащихся 1-11-х классов до 1 марта 2004 года.)

Учитель: Прошу всех встать!

Торжественное собрание, посвященное Дню Конституции, объявляется закрытым!

(Все встают. Звучит гимн.)

Ребята, хочу закончить наше торжественное собрание стихотворением Ярослава Смелякова «Родина».

(Тихо звучит песня «Славянка».)

Гимн - символ страны

«Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

В Европе гимны зародились в античные времена. В Древней Греции их пели хором. Иногда их исполняли поэты, сопровождая декламацию стихов игрой на лире (кифаре). Нередко гимн сопровождался и танцами. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нем, просили о помощи.

До нас дошли тексты гимнов, автором которых считается великий древнегреческий поэт Гомер. Известны и другие гимны античных поэтов. В греческой мифологии существовала даже муза гимнов - Полигимния.

В христианской церкви гимны появились в III-IV вв. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых. Крупнейшим гимнотворцем был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.). Мелодии его гимнов до сих пор звучат во время православных богослужений.

В Западной Европе отцом церковной музыки считается миланский епископ Амвросий. Исполнение гимнов вошло в церковную жизнь. Католики и протестанты пели свои гимны под звуки органа. Музыку к ним писали крупнейшие композиторы. У немецких протестантов роль гимна играл хорал Мартина Лютера «Господь - твердыня наша». Торжественное пение сопровождало и выходы монархов, прославляя царствующих правителей. На основе этих гимнов со временем складывались гимны государственные.

Первым национальным гимном считается революционная песня в честь Вильгельма Оранского, возглавившего в середине ХVI в. борьбу Нидерландов за освобождение страны от испанского владычества.

Другие государственные гимны ведут свое начало от ХVIII-ХIХ вв., и происхождение их различно. В одних случаях это молитвенная песнь, в других - военный марш или революционная мелодия. Но все они постепенно становились неотъемлемыми символами своих стран.

Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляли народ на новые свершения.

Прообразом некоторых европейских гимнов послужила английская мелодия «Боже, храни короля!» («God save the king»), впервые исполненная в Лондоне в 1745 г. Ее автором считается учитель музыки Г. Кэри.

Некоторые исследователи полагают, что в основе английского гимна лежат мелодии французского композитора Ж.Б.Люлли, другие называют имя немецкого композитора Г.Ф.Генделя. Этот гимн создан по типу церковного хорала. Он прославляет государя и призывает на него Божье благоволение.

Совсем иное происхождение государственного гимна Франции. Его написал в 1792 г. офицер К.Ж.Руже де Лиль, назвав «Боевой песней Рейнской армии».

С ней марсельские добровольцы шли на штурм королевского дворца в Париже. Поэтому в народе песня получила новое название «Марш марсельцев», или «Марсельеза». Ныне «Марсельеза» - официальный гимн Французской Республики.

Эти примеры показывают, насколько различны по своим истокам современные гимны. Но все они имеют огромное значение для своих народов и стран как в прошлом, так и в настоящем.

В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты - светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер.

Празднование побед сопровождалось виватными кантами (от слова «виват!» - «да здравствует!»), среди которых были, например, такие: «Виват, Россия, именем преславна!» и «Радуйся, российский орле двоеглавый!».

В ХVIII в. в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». После заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. его пел, стоя на коленях, сам Петр Великий. Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских государей.

При Петре появился также военный марш, который стал первым неофициальным гимном России.

Преображенский марш

Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки стойко сражались в Северную войну (1700-1721). Не раз они на деле доказывали свою преданность престолу и Родине.

При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Гвардейцы считались воинами лучшими из лучших. История гвардейских полков полна славных страниц подвигов и свершений. Петр сам служил в Преображенском полку. Он получил звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, включая императриц, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками.

Со временем число гвардейских полков возросло, но Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и самыми почетными частями русской армии.

В 1805 г. офицер Преображенского полка С. Марин написал слова к музыке марша. Марин участвовал в войнах с Наполеоном. В битве при Аустерлице был тяжело ранен и получил золотую шпагу с надписью «За храбрость». Текст Марина для Преображенского марша вышел столь же бодрым и призывным, как и сама музыка:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку - царицу,

Вспомним, век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг...

Под этот марш русская армия в 1814 г. вступила в Париж.

Во второй половине ХIХ в. Преображенский марш пели и на слова солдатских песен.

Оставался Преображенский марш - символ армии, который и звучал чаще всего на военных парадах и смотрах. С ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с Русской землей, уезжая в другие страны.

У находившихся в эмиграции русских людей Преображенский марш не терял своей популярности. Его исполняли при выносе боевых знамен и русского флага, в других торжественных случаях.

«Гром победы, раздавайся!»

В конце ХVIII в. был создан гимн-марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А. Суворова и П. Румянцева и флотоводца, адмирала Ф. Ушакова.

В декабре 1790 г. русские воины под руководством А.В.Суворова совершили беспримерный подвиг - взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. В честь знаменательной победы ближайший сподвижник Екатерины Великой Г. Потемкин в апреле 1791 г. дал грандиозный бал, на котором в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов грянули марш - полонез «Гром победы, раздавайся!».

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и каждом слове этого гимна.

Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия. Он стал песнью той эпохи, когда империя достигла расцвета, когда турки в результате русско-турецкой войны (1787 - 1791 гг.) были сломлены и Россия торжествовала, окончательно закрепившись на Черном море.

Авторами этого марша были поэт Г. Державин (1743 - 1816) и композитор О. Козловский (1751 - 1831).

«Гром победы, раздавайся!» потерял свою популярность после появления новых национальных гимнов, но остался в истории одним из неофициальных гимнов России. По сути, это был гимн русского дворянства. Не случайно и пушкинский Троекуров из повести «Дубровский» любил насвистывать мелодию этого произведения.

Интересно, что в опере «Пиковая дама» П.И.Чайковский ввел мелодию «Гром победы, раздавайся!» в сцену прибытия на бал Екатерины II.

«Боже, царя храни!»

Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. всколыхнула все русское общество, вызвала в нем небывалый всплеск патриотизма. Русская армия освободила не только Отечество, но и всю Европу, низвергнув французского императора с пьедестала непобедимого полководца.

В 1814 г. русские войска вступили в Париж. Имя России гремело повсюду. Толпы парижан встречали Александра I как героя. Русские офицеры и солдаты, пройдя от стен Москвы до берегов Сены, покрыли себя немеркнущей славой.

В 1813 г. в Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!». «Песнь русскому царю» создал известный поэт, переводчик, ученый - филолог А.Х.Востоков (1781 - 1864).

В 1815 г. появился новый текст песни под названием «Молитва русских».

Автором этих строк был замечательный поэт В. Жуковский (1783 - 1852).

В начале 1816 г. «Молитву русских» исполнили на параде в Варшаве при официальном прибытии императора Александра I.

19 октября 1816 г. на торжественной церемонии, посвященной годовщине Царскосельского лицея, вновь прозвучал гимн Жуковского на английскую музыку. На этот раз он был дополнен двумя куплетами, написанными лицеистом Александром Пушкиным.

Там громкой славою

Сильной Державою

Мир он покрыл;

Здесь безмятежною

Сенью надежною,

Нас осенил.

Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так в 1816 г. гимн приобрел официальный характер.

Через два года Жуковский дополнил его двумя строфами (пушкинский текст в качестве официального никогда не исполнялся), а окончательный вид гимн приобрел в 1833 г. благодаря офицеру и композитору А. Львову (1798 - 1870).

Россия знала еще несколько мелодий, ставших, по сути, ее неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М. Глинке, автору оперы «Жизнь за царя», посвященной подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, ценой своей жизни спасшего царя Михаила Романова.

Первоначально опера называлась «Смерть за царя». Император Николай I предложил заменить в названии оперы слово «смерть» на слово «жизнь», заметив: «Отдавший жизнь за царя не умирает».

Лидия Долгушина, учитель истории, обществоведения школы №12, Петропавловск-Камчатский