Попробуем выделить несколько мотивов, делающих туристско-краеведческую деятельность привлекательной для учителя.

Во-первых, туризм - это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом - ходьбой.

Во-вторых, во время похода группа и ее руководитель находятся вне криминализированной городской среды, без влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером города (дорожно-транспортных происшествий, токсических веществ, пыли, шума, стрессов и др.). Кроме того, это возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях - в лесу.

В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Многих привлекают неформальные условия для общения с коллегами и учениками.

В-четвертых, поход - активная совместная деятельность, что создает возможности для завоевания и укрепления авторитета у учеников. Туризм может стать для учителя школой педагогического мастерства. Преодолевая с учащимися трудности походной жизни, он вырастает из официального руководителя группы, уполномоченного директором, в признанного классом, авторитетного лидера.

В-пятых, правомерно говорить, что в туристском походе происходит рост собственного достоинства педагога-руководителя. Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни требует от него проявления смелости, необходимости ограничить привычные бытовые потребности, более объективной самооценки личности, осознания роста собственного духовного потенциала, веры в свои силы. Туристские походы - эффективная форма тренинга личностного роста.

И, наконец, поход - способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень.

Учитель всегда находится в поиске тех видов деятельности, которые давали бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка. И многие начинают заниматься туризмом часто интуитивно. Школа на протяжении всей истории своего существования обращалась к туризму и краеведению как к средствам решения стоящих перед ней задач.

Множество самых разных вопросов возникает у педагога, небезразличного к духовному и физическому здоровью ребенка. Почему, например, мы не имели раньше в школах модных уроков валеологии, но имели относительно здоровое поколение? Конечно, урок валеологии провести менее рискованно, чем туристский поход. Посадил детей в класс (чаще всего непроветренный) и в спокойной обстановке объясняй им, чем и как дышать, как правильно двигаться, какие физические нагрузки доступны, а какие - нет.

К сожалению, специальной подготовки учителя в системе профессионального образования к руководству туристско-краеведческой деятельностью школьников сегодня нет. Выпускников педагогических вузов этому не учили. У большинства школьных педагогов сформированы представления о туристской деятельности как досугово-развлекательной. Есть учителя, которые предпочитают ограничить выход в лес лишь пикником на ближайшей опушке. Они боятся устать сами и утомить детей пешим переходом.

Но пусть придаст им силы древняя мудрость, что «ходить не вредно, вредно не ходить»! Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить невозможно. Основное в путешествии - ходьба. Нет более естественного вида двигательной деятельности, чем этот. Физическое развитие детского организма происходит незаметно, исподволь. Ребенок приобретает опыт и уже спустя какое-то время сам удивляется: «И на этом самом маршруте нам было так трудно?! Сейчас идем без усилий!» Туристские походы устраняют как минимум два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и ожирение.

Туризм и краеведение - именно те виды деятельности, которые имеют интегративную основу и при разумной организации дают огромные образовательно-оздоровительные результаты.

Какими же возможностями обладает туризм?

Занимаясь им, ученик может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это овладение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, формирование интереса к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы.

Туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе сверстников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений.

Включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи. Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у ученика представления о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.

Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, ходьбы пешком, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях.

Школьный туризм и краеведение - действенные средства формирования отношения учащихся к выполнению обязанностей защитника Отечества как ценности. Ведь в походах можно посетить места боев, краеведческие музеи, памятные места, связанные с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отечества определяют полученные им знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, которые учащиеся приобретают в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.

В процессе туристских походов можно сформировать у учащихся готовность к природоохранительной деятельности. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой для восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах детьми приобретаются навыки практической природоохранительной деятельности: убрать место привала, почистить родник, огородить муравейник, сделать кормушки для птиц и животных.

Учитель, хоть один раз побывавший с ребятами на туристской прогулке в ближайшем лесопарке, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить ребенку и себе радость общения и здоровье.

Юлия Козлова, Виталий Ярошенко, инструкторы-методисты спортивно-туристического клуба «Лидер», Москва