Оборудование: коллекция горных пород.

Методы: проблемный, исследовательский, рефлексивный, учебный диалог, самостоятельная работа.

Приемы: педагогический театр, групповая работа, работа с понятием, алгоритмизация.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация. Целеполагание

Эпиграф урока:

«Способность видеть чудеса в обыкновенном - неизменный признак мудрости».

Ральф Эмерсон

Учитель: Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означают слова чудо, чудеса, чудесное? А мудрость? В словаре С.И. Ожегова чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо - это наша огромная планета, а чудеса - все природные процессы, которые на ней протекают. Вот об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте узнаем, что это за процесс.

С участием детей разыгрывается педагогический театр (действующие лица - великан, солнце, ветер, дождь).

Учитель: Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днем нещадно палило солнце, ночью дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилось очень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годом, что порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он начал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка...» (учитель пропускает песок между ладонями).

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?

Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели еще узнать?

Формулировка вместе с детьми темы и целей урока.

II.

1. Работа с понятием «выветривание». Проникновение в смысл, формулирование собственного определения.

Выветривание - процесс разрушения и изменения внешними силами горных пород суши.

2. Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы:

Факторы физического и органического выветривания.

Роль внешних сил в разрушении горных пород.

Что является результатом процесса выветривания?

Учитель: Да, к сожалению, на Земле нет ничего вечного. Все горные породы подвергаются активному выветриванию. Ежегодно из-за выветривания Великая пирамида в Гизе уменьшается в высоту на 0,2 мм. Для того чтобы гранит превратился в глину требуется 50-90 тыс. лет. И так день за днем, год за годом формируются обломочные горные породы - щебень, галька...

3. Групповая практическая работа по изучению различных видов обломочных горных пород (щебень, галька, гравий, песок, глина) по алгоритму:

Название.

Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая).

Твердость.

Размер обломков (крупно-, средне-, мелкообломочная).

Форма обломков (окатанные или нет).

Использование человеком.

По итогам работы каждая группа представляет устный отчет. Формулируются выводы.

Творческая работа.

Коллективный рассказ на тему: «Если бы песчинка умела говорить...» Возможно несколько вариантов работы - по рядам, несколько человек у доски, или по выбору учителя называется ребенок, который должен продолжить рассказ.

III. Подведение итогов.

Рефлексия коллективной и индивидуальной деятельности.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Увидеть мир в зерне песка».

Вдохновляющими строками к сочинению могут быть слова Уильяма Блейка:

«В одном мгновенье видеть

вечность

Огромный мир в зерне песка,

В огромном камне - бесконечность

И небо - в чашечке цветка».

Татьяна Фесенко, учитель географии гимназии №2 г. Южно-Сахалинска, учитель года Сахалинской области-2004.


Иллюстрация с сайта:  http://www.netschools.ru/doog/seminar/material_021.htm