Поход предусматривает обязательное прохождение маршрута в природной среде. Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно отслеживать сезонные изменения, которые происходят в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду.

Задача первая: развить интерес.

Не секрет, что неподготовленные школьники не мотивированы к исследовательской работе. На первом этапе интересы педагога и ребят еще не совпадают. Тут важно использовать ситуации, когда дети сами проявляют любопытство.

Прошли с ребятами несколько походов. Удивляются: почему стволы многих деревьев окрашены в красно-кирпичный цвет? Помогла учитель биологии Марина Викторовна Рощина. Взяла образец красного налета и под микроскопом выяснила, что это водоросль трентеполия, живущая преимущественно с северной стороны деревьев.

Борщевик Сосновского - растение, которого нужно опасаться. Ожоги трудно лечатся. Во время похода учим обходить заросли борщевика. Наблюдательные ребята сами делают вывод: в середине леса борщевика нет. Он растет только на экологически нарушенных территориях.

Развитию интереса к природе способствует коллекционирование, пусть вначале бессистемное, спонтанное. Ведь всегда можно найти место и разместить приглянувшуюся ребятам в походе корягу, древесный гриб-великан, шишки, желуди, необычные камни, собрать в букет сухостойные растения. Часто в лесу можно найти оставленные птицами гнезда, в которые они уже повторно не вернутся. Коллекция гнезд украсит любой школьный кабинет. Нежелательно только любительское коллекционирование насекомых и сбор гербария.

Часто коллекции, построенные поначалу по принципу «кунсткамеры», становятся постепенно незаменимым учебным материалом.

Задача вторая: учимся наблюдать.

Природа приоткроет свои тайны, если мы научимся быть внимательными. Спокойных, наблюдательных лес обязательно наградит встречей с белкой, зайцем или дятлом. Учим не только наблюдать, но и спрашивать. И совсем необязательно все вопросы разрешать немедленно.

У части ребят развита природная наблюдательность, но практически ни у кого не сформированы навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и явлениями - необходимое условие любой исследовательской работы.

Методики развития наблюдательности разнообразны, подбирают их в зависимости от сезонных условий, специфики группы и многих других переменных. Для ведения элементарной таблицы метеонаблюдений, к примеру, нужно совсем простое оборудование (термометры для измерения температуры воздуха и воды, компас, блокнот, карандаш). Необходимость регулярного измерения температуры, направления и силы ветра, характера облачности и осадков, фиксация особых атмосферных явлений - ежедневный кропотливый труд, который приучает участников похода к собранности и ответственности.

Походный дневник - прекрасная возможность проявить индивидуальность каждого участника похода, способ развить навыки фиксирования собственных наблюдений за происходящим.

Интересная методика для развития наблюдательности в природе, особенно зимой, - следопытство. Его удобно осваивать в групповой работе. Поиск и распутывание звериных тропинок во время похода очень увлекательны. За сравнительно небольшой отрезок времени ребята легко узнают следы зайца, лисы, лося, белки и других животных, различают особенности поведения зверя по следам.

Задача третья: учимся природе помогать.

Простой закон полевой жизни «после нас - лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Конечно, не мусорить. Место бивака принято оставлять чистым, убранным. Достаточно предусмотреть пакеты для оставшейся ненужной упаковки и унести их с собой до ближайшего мусорного контейнера. Для многодневных лагерей роют мусорные ямы. Металлические банки обжигают в костре и закапывают.

Много простых полезных дел можно сделать во время похода: расчистить лесные тропы и дороги от завалов, развесить кормушки для птиц и скворечники, огородить муравейники, расчистить и оборудовать родники, собрать для лесничества семенной фонд - шишки.

Задача четвертая: учимся исследовать.

Имея опыт практической работы в природе, устойчивые навыки наблюдений, можно приступать к исследовательской работе, которая в данном случае носит учебный характер. Здесь конечная цель - получить новые для данной учебной группы знания и навыки исследовательской деятельности.

Поскольку само прохождение туристского маршрута требует значительных физических усилий, нельзя рассчитывать на использование громоздкого и тяжелого оборудования и инвентаря. Кроме того, погодные условия могут внести коррективы в методику исследовательской работы.

Вот возможные темы экологических исследований, которые несложно организовать во время туристских маршрутов:

- «Факты неблагоприятного антропогенного воздействия на лес» - учет количества «ведьминых хвостов», наростов-капов на деревьях, мест произрастания борщевика, мест скопления и характер мусора по пройденному маршруту.

- «Экологическое состояние малых рек», например, по методикам международного проекта «Глобальное исследование рек силами школьников» (GREEN - Global Rivers Environmental Education Network). В пробах воды определяют интенсивность и характер запаха, внешний вид воды и наличие пленки, температуру, pH, содержание нитратов и нитритов, описывают характер растительного и животного мира побережья. Можно проложить туристский маршрут от истока до устья малой реки, чтобы понаблюдать, провести измерения и выявить степень загрязнения воды и берегов, места наибольшего скопления бытового мусора.

- «Мониторинг рекреационной нагрузки на лес (парк)» путем учета и анализа интенсивности тропиночной сети, замусоренности природной территории. При таком исследовании туристами применяются навыки ориентирования на местности.

При систематическом применении небольшие экологические исследования и практическую природоохранную деятельность можно объединить в экологические проекты. Как истинное знание порождает новые вопросы, так одно исследование становится началом следующего.

Татьяна Шумская, Москва