Среди них – И. Овчинников, сотрудник театра «Мастерская Петра Фоменко», разработчик почти всех театральных сайтов Москвы; В. Рыжаков, профессор Школы-студии МХТ им. Чехова, директор «Театрального фестиваля им. А.М. Володина «Пять вечеров»; С. Казарновский, директор Центра образования № 686 «Класс-Центр», А. Мелик-Пашаев, главный редактор журнала «Искусство в школе», доктор педагогических наук; А. Варданян, социолог фонда «Общественный вердикт»; Т. Ляленкова, корреспондент радио Свободы, и многие другие. Представители городских властей, депутаты Московской городской думы, Департамента образования Москвы, к сожалению, на приглашение не откликнулись.

По замыслу инициаторов эта встреча - своеобразная репетиция к I Всероссийской научно-практической конференции школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого, запланированной на 26-31 ноября 2012 года. Конференция пройдет под девизом «Научиться учиться и учить с удовольствием». Основная тема - «Актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой ХХ века в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации». Уникальный опыт профессионального и личностного воспитания начал формироваться в процессе театрально-студийного движения ХХ века. Особенно продуктивных результатов в этом направлении удалось достичь Леопольду Сулержицкому – режиссеру-педагогу Первой студии МХТ, чьё 140-летие мы отмечаем в этом году. Он создал  атмосферу непрерывной игры, фантазии, тренинга, эксперимента, доброжелательного сотрудничества между соучениками, учениками и педагогами, позволившую в сравнительно-короткий срок воспитать новое поколение исключительно талантливых, невероятно творчески активных артистов, режиссеров и театральных педагогов, настроенных на дальнейшее саморазвитие и обладающих высокими личностными качествами: инициативностью, ответственностью, целеустремленностью, сознательностью, интеллигентностью, коммуникабельностью, общественно-активной позицией. Ученики Сулержицкого подняли профессии актера, режиссера, театрального педагога в целом на новый, несравненно более высокий качественный уровень. Его педагогическая практика формировалась в самых разных сообществах: при обучении грамоте крестьянских детей и матросов; при передаче солдатам опыта сельскохозяйственных работ в тяжёлых климатических условиях; при формировании из крестьян-духоборов корабельных команд и т.д. Его педагогическая деятельность была бесконечно-разнообразна.

Со временем театрально-педагогические практики вышли за пределы профессионального театра и нашли себе применение в различных сферах гуманистической деятельности, в том числе, в системе общего образования.

Александра Ершова, автор уникальной социо-игровой методики, считает, что главное в педагогике – правильная мотивация, главное в воспитании – эмоциональная сфера, развитие и воспитание чувств, главное в театре – игра, главное в игре - азарт и чувство партнера. Ограничьте этими базовыми установками круг проблем формирования творческой личности – окажется, что круг проблем безграничен и бесконечен, и проблемы эти - не в тягость, а в радость.

Схожую позицию высказал и главный редактор журнала «Искусство в школе», доктор педагогических наук Александр Мелик–Пашаев. Он считает, что здоровый человек – обязательно творческий. Творческая личность вовсе не обязательно должна стать представителем творческой профессии. Но эстетическое образование - это единственный вид образования, который способствует воспитанию эмоций. Если этого не происходит, формируется морально-ущербная личность, не способная вписаться в социум или даже социально-опасная. Эстетическое образование должно быть тем солнцем, что одинаково светит на всех, тем дождем, что равномерно проливается на розовые кусты, полевые цветы и капустную рассаду. Тогда расцветают прекрасные в своем роде розы и ромашки, растет полезная капуста. В противном случае все увядает на корню.

Узкой темой нынешней встречи должен был стать разговор о детском театральном фестивале как особой образовательный среде. Его было предложено построить на основе творческого опыта, накопленного в ходе проведения фестиваля «Пролог – Весна», а также других авторских фестивалей детского творчества. Фестиваль «Пролог-Весна» - это игровая образовательная среда, которую авторская команда стремится выстроить по законам, близким играм-импровизациям Сулержицкого с актёрскими детьми.

В основе педагогических методик фестиваля лежит концепция «Режиссура и педагогика корня» кандидата искусствоведения Сергея  Клубкова. Сначала фестиваль «Пролог – Весна» существовал в качестве творческого итога двухгодичного процесса обучения на этих курсах для режиссёров детских театральных коллективов. Со временем качественная структура фестиваля стала изменяться. Выпускники прежних лет выросли в опытных режиссеров-педагогов, у них появились свои ученики и сподвижники - дети и взрослые. Участниками фестиваля стали самые разные коллективы со всей России. Показ спектаклей на фестивале «Пролог-Весна» - одна из равноправных форм, наряду с которой всегда существует огромный пласт фестивальной жизни. Каждый день дети и взрослые встречаются в творческих играх и на тренингах, каждый вечер проводятся обсуждения спектаклей среди детей и взрослых, действуют взрослый и детский пресс-центры, куда каждый из участников и зрителей фестиваля может прийти со своими впечатлениями, предложениями и пожеланиями и, обязательно будет услышан. В рамках фестиваля проходят тренинги и открытые уроки. Театральные педагоги делятся со школьными учителями методиками работы, которые можно применить не только к предметам гуманитарно–эстетического цикла, но практически ко всем общеобразовательным дисциплинам. На фестивале всегда происходят творческие встречи с детскими писателями, актёрами, режиссёрами и другими интересными людьми, беседы о жизни и искусстве, смерти и бессмертии, нередко вдохновляющие участников на постановки новых спектаклей. Здесь не делят участников на первых-вторых-третьих-последних, а вручают призы по авторским номинациям и за личный вклад в общее дело. Здесь интенсивно общаются, часто смеются и, даже, умеют «молчать с удовольствием».

М.Быков, руководитель Лаборатории интерактивных проектов и один из организаторов фестиваля, прочитал несколько детских высказываний, из которых следует, что дети думают о хорошем фестивале. Хорошие педагоги – это те, которые на фестивале играют и сочиняют спектакли так, что зрительный зал «от смеха сползает под стулья». Это «опытное» жюри, которое состоит из людей, смеющихся, когда на сцене происходит нечто действительно веселое. Это хороший зритель, который любит обедать, побаивается тренингов, эмоционально вовлечен в спектакль, но при этом «молчит с удовольствием» во время представления и даже некоторое время спустя.

Фестивали, подобные этому, приобретают дополнительную актуальность в свете новых стандартов образования. Новые стандарты предполагают индивидуализацию обучения, развитие деятельностного подхода, во многом нацеленных на результаты, не подлежащие цифровой оценке. Но в то же время выделяется мало времени на эстетическое воспитание и образовательную область «Искусство». В этой ситуации образовательная среда детских творческих фестивалей может стать серьёзной опорой для реализации целей, заявленных в стандартах.

Участники «круглого стола» говорили о том, что столичные фестивали должны быть открыты для разных территорий России, и не должны ограничиваться рамками столичного региона. И в то же время фестиваль должен быть местом встречи деятелей педагогики, искусства и культуры, социальной политики. Всероссийская научно-практическая конференция памяти Сулержицкого поможет расширить территориальные границы и сократить разрыв между наукой, искусством, культурой, образованием. В связи с этим участники «круглого стола» призвали к активному сотрудничеству специалистов различных сфер деятельности, всех тех, кто не равнодушен к проблемам развития и становления творческой личности.

Собравшиеся заметили дисбаланс между вниманием, которое профессиональные критики, СМИ, общественные и благотворительные организации, государственные структуры уделяют, с одной стороны, фестивалям конкурсно-оценочного типа и, с другой, фестивалям, являющимся самоорганизующейся средой творческого развития и сотрудничества. Было отмечено, что этот дисбаланс не в пользу последних. Между тем оба этих вида деятельности по-своему необходимы и взаимно дополняют друг друга.

З.Н. Новлянская, доктор педагогических наук и автор программы «Литература как предмет эстетического цикла» полагает, что «наметился очень важный в нашей культуре поворот от селекционной, конкурсно-оценочной деятельности» к сотрудничеству и обмену опытом. Это более полноценная система работы с детьми - взгляд на другого как на сотрудника, а не на соперника. «Если выбирать самых талантливых и с ними работать, то исчезнет культурная среда, исчезнет зритель, слушатель, читатель, талантливые никому не будут нужны».

Запрос общества на культурное воспитание очень высок, а уровень журналистики, критики, искусствоведение сильно упал. Единственный способ поднять и держать высокую планку творческого процесса - совместные обсуждения и личные отклики на происходящее. Поэтому, с точки зрения Зинаиды Николаевны, нужно сегодня в детских студиях воспитывать будущих, критиков, журналистов, искусствоведов, если мы хотим, чтобы они у нас когда-нибудь были. А пока педагоги должны сами взяться за перо, они делают много интересного и могут об этом рассказать. Умение интересно и грамотно рассказать о себе, о своем деле на сегодняшний день немаловажно.

Многие выступающие говорили о необходимости компетентного, конструктивного и доброжелательного обсуждения детского творчества. Ведь именно обсуждения, а не сами оценки позволяют двигаться вперёд. В связи с этим говорили об отсутствии профессионального искусствоведения в области детского творчества, об отсутствии психолого-педагогического такта у многих профессиональных критиков.

Многие отмечали, что и на развивающих фестивалях неизменно встает проблема критической оценки спектакля. Если спектакль неудачен, то детей нельзя ругать и расстраивать. Они сделали, что могли, исходя из того, чему их научили. Но нельзя также назвать вялую, безвкусную постановку гениальной и советовать продолжать в том же духе. Александра Петровна Ершова, в прошлом зав. лабораторией Театра НИИ Художественного образования, знает пять способов необидного для детей и творчески эффективного обсуждения спектакля. Один из них - когда дети сами обсуждают свои и чужие работы. Если юным критикам что-то не понравилось, они на некоторое время должны превратиться в артистов и режиссеров и при помощи коротких этюдов показать, что сделали бы на месте «законных» исполнителей.

Художественный руководитель Театра Юных Москвичей С. Розов, принимающий активное участие в организации и проведении детских Фестивалей конкурсно-оценочного типа, выступил дружелюбно, но остро. Сергей Викторович заявил, что фестивали конкурсно-оценочного типа вовсе не являются пережитком прошлого, хотя иногда и проходят в атмосфере полупустых зрительных залов пред строгими очами молчаливого жюри, восседающего за столом, покрытым зеленым сукном. Залы пустуют не потому, что происходящее скучно, а потому что фестиваль собирает творческих людей, которым делать что-либо самим интереснее и важнее, чем смотреть на других. Конкурсные фестивали выявляют творчески одаренных детей, настраивают их на предпрофессиональную театральную подготовку и способствуют ей, развенчивают «миф о бедном, одиноком артисте», внушая мысль, что каждый решившийся вступить на подмостки профессионального театра, при наличии способностей и желания, имеет все шансы заслужить уважение и заработать на кусок хлеба. Также подобные фестивали приучают молодое поколение не бояться конкурсов, экзаменов, вообще, конкурентной борьбы, неизбежной в наше время, относиться к этой конкурентной борьбе со здравым смыслом и чувством юмора, не боятся красиво и правильно побеждать, а также проигрывать, стараться делать так, чтобы и победы и поражения не разрушали личность, а способствовали ее дальнейшему развитию. «Я ничего плохого в конкуренции не вижу. Перед началом фестиваля «В добрый час» мы разыгрываем комическую сценку попытки суицида, что начисто отбивает желание когда-либо совершить подобное и, вообще, не способствует унынию. В финале проигравшие в качестве утешительно-комического приза получают веревку и мыло».

Режиссер профессионального театра В.Рыжаков, напротив, считает, что детские творческие коллективы вовсе не нужно ориентировать на предпрофессиональную и профессиональную подготовку. Главное - игра. Надо стараться как можно дольше поддерживать в детском коллективе неформальную атмосферу игры, сотворчества, дружбы, романтики, юмора. Студентов и артистов, имеющих за плечами подобный детский опыт, легче чему-то впоследствии научить, с ними проще найти общий язык и интереснее работать. Им на профессиональной сцене чаще удается сохранить свое лицо и высокие личные качества, не поддаться цинизму и халтуре. Память о таком опыте греет и поддерживает всю жизнь.

Организаторам круглого стола кажется неадекватным отношение СМИ к детским фестивалям. Для организаторов фестивали - содержательная образовательная среда, позволяющая обнаружить, презентовать, обкатать новые творческие и педагогические идеи и практики, актуальные социальные программы. Для участников и гостей фестиваль - праздник, инициация, важный жизненный этап, значительное событие. А для крупных городских и всероссийских СМИ детский творческий фестиваль - незначительное проходное мероприятие. Для СМИ событие связано с формальными, несодержательными признаками, чаще всего с участием поп-звёзд и медийных лиц. Вот если бы на закрытии фестиваля выступил Басков, фестиваль стал бы для них событием…

По мнению М.Л. Гааз, главного редактора альманаха «Я вхожу в мир искусства», активно освещающего работу различных детских фестивалей «СМИ уделяют работе детских театральных фестивалей не так уж мало внимания, и проблему следует формулировать несколько иначе». Концепция рождения нового театрального фестиваля всегда формируется по следам предыдущего, уже существующего и еще не утратившего вполне своей актуальности, дополняя, корректируя, продолжая, развивая и освежая, концепции, оформляющиеся как традиции. Детских театральных фестивалей не так много, чтобы возникла проблема их конкурентности. Нужно стремиться к созданию единого, общего, но разнопланового творческого поля, дружить фестивалями, помогать друг другу и делиться опытом. Идею сотрудничества на межфестивальном уровне поддержали многие руководители небольших детских театральных коллективов. Ведь иначе поставленные спектакли просто негде играть, разве что 1-2 раза в своей собственной школе.

По мнению В.Рыжакова, СМИ ничем не могут помочь или помешать детскому театральному движению. Нужно чаще встречаться и общаться друг с другом лично, чаще и подробнее делиться опытом, впечатлениями и информацией через интернет.

В формате «круглого стола» было немало коротких реплик на самые разные темы.

Л.Тихомирова, руководитель общественной организации «Планета Первоцветов» говорила о необходимости уметь грамотно составлять заявки на получение грантов и договариваться с чиновниками и пообещала в рамках специального семинара поделиться этим опытом со всеми желающими.

В.Р.Поплавский, руководитель театральной студии «Горизонт» московского Дома Учителя, поделился своим беспокойством по поводу трудностей общения в среде руководителей детских студий: «Если я вижу, что режиссер-педагог поставил с детьми бездарный спектакль, я могу ему об этом сказать, но ни он, ни даже я сам не сочтем это мнение достаточно авторитетным, ведь я – не профессиональный критик, другой режиссер-педагог делает талантливые постановки, но я чувствую, что он недостаточно хорошо разбирается в особенностях детской психологии, его стиль работы может повредить детям, но я снова не могу сказать об этом авторитетно, ведь я – не профессиональный психолог».

В какие-то моменты постороннему слушателю могло показаться, что уважаемые и авторитетные педагоги, участники «круглого стола», не уверены в себе, в своих силах, в своём профессионализме. Кто-то говорил о том, что «директорам школ не преподавали основы менеджмента, им преподавали педагогику и психологию, поэтому многие из них уходят из школы, а на их место приходит бухгалтер». Кто-то вопрошал: «Как я в качестве учителя литературы должен читать с детьми статью Добролюбова о том что Катерина-луч света в темном царстве и при этом как режиссер-педагог честно ставить драму «Гроза», где Катерина – будущая Кабаниха? Страшно подумать, что должны думать дети о моей честности или компетенции». Острее всего прозвучала такая реплика: «Режиссер может быть профессионалом или любителем. Врач может быть только профессионалом: любитель, на досуге балующийся скальпелем – уже маньяк. Врачей часто ставят на одну доску с педагогами. Куда в этом контексте можно поставить меня, режиссера-педагога, работающего с детьми в общеобразовательной школе? Профессионал я или дилетант, и что я себе могу позволить в том или ином качестве?». Потом, понимаешь, что эти реплики – заброс на будущее, они формирует новый круг проблем и задач, которые должны обсуждаться уже не здесь, не сегодня, а в формате конференции памяти Сулержицкого.

Всё выступление А.П.Ершовой – формулировка таких проблем для будущего обсуждения. А. П. Ершова считает, что поднимая вопрос о формировании творческой личности, не стоит говорить о форме фестивалей, экономической и информационной поддержке и взаимодействии со властными структурами. Нужно говорить о творчестве или о методике. Важной является возрастная проблема. В детстве каждый год подобен эпохе. Дошкольник, младший школьник, подросток, юноша по-разному воспринимают эстетические категории, по-разному делают первый или очередной шаг по направлению к искусству. Значит, учить каждого из них нужно немного другим языком. Но в театральном коллективе могут одновременно находиться участники разных возрастов, нужно умудряться находить к ним разный подход одновременно. Вот это – интересная проблема формирования творческой личности, над которой хочется и стоит поломать голову.

Есть и проблема фестивальной среды: в рамках одного фестиваля одновременно принимают участие драматические, музыкальные и танцевальные коллективы. На каком языке организаторы фестиваля могут проводить с ними общие беседы, по каким критериям станет их, таких разных, оценивать жюри, на каком языке они могут общаться друг с другом, чем могут быть полезны и интересны друг другу? Как двадцатью разными способами откусить от одной краюшки хлеба? Как быть, если в процессе погружения в пространство творчества, когда  ты вместе с 30-40 участниками сосредотачиваешься на одной общей теме, кому-то эта тема оказывается абсолютно, категорически неинтересна?

«Круглый стол» собрал людей, которые иногда называют себя режиссёрами-педагогами образовательного пространства. Такой профессии нет в официальных перечнях. Значит, формально нельзя ответить на вопрос кто они – профессионалы, дилетанты, группа прорыва в будущее?

Л.А. Сулержицкий, легендарная фигура русского театра, придя преподавать в студию МХТ, не был  ни профессиональным педагогом, ни профессиональным режиссером, но сделался в процессе и тем, и другим.

Сферы деятельности человека условно делятся на искусство, науку и ремёсла. Люди условно делятся на профессионалов и дилетантов. Это не постоянные и не абсолютные понятия. Когда-то было в почете искусство врачевания - одно из семи свободных искусств, а морг называли анатомическим театром. А ремесло живописца было почтенно и прибыльно. Теперь пациент не доверится врачу, если тот себя отрекомендует себя  свободным художником. А художник обидится, если назвать его ремесленником. Не много ли значения мы придаём биркам и маркёрам? Педагогика – это наука, и педагог не может быть любителем? А кем же является мать, решившая посвятить себя воспитанию и образованию своих детей?

Со стороны кажется, что педагогика переживает глубокий кризис и одновременно стремится из области науки переместиться ближе к области искусства. И для этого есть много предпосылок. Педагогика имеет право использовать искусство как средство воспитания, только сама сделавшись областью искусства. Искусство самоценно, для достижения благородных результатов оно может  послужить, но нельзя называть его средством  так упорно и прямолинейно. Вполне возможно, что учителя информатики завтра назовут почтенным деятелем педагогического искусства. Не стоит особенно бояться своего дилетантства, а главное – не нужно бояться признать свой дилентантизм. Все профессионалы начинают как дилетанты. Это очень перспективно.