Тема конференции: Актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой XX века, в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации.

 

Круг рассматриваемых проблем

Современная социокультурная ситуация требует от учреждений образования обновления, основанного на системно-деятельностном подходе. Переходя на новые принципы преподавания, многие образовательные учреждения сталкиваются с отсутствием личной инициативы учителей и учащихся, ясной личностной мотивации, эмоциональной и интеллектуальной включённости в образовательный процесс. Есть проблемы с целеполаганием и коммуникацией, отсутствует опыта целостно-личностного участия в продуктивной деятельности. Решению этих проблем в области педагогики искусства были посвящены исследования К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого в работе с молодыми актёрами МХТ в начале XX века. Их открытия, совершённые с опорой психологическую и педагогическую науку того времени, впоследствии легли не только в основу русской театральной школы, но и в основу развития всей инновационной отечественной педагогики. Насыщенный событиями XX век разделил две линии развития «театральной педагогики» на два рукава. Очевиден путь профессиональной театральной педагогики в творческих вузах. И менее очевиден путь развития «школьной театральной педагогики» в системе общего, высшего и послевузовского образования. Однако в этой области сделано чрезвычайно много.

 

Взаимодействие образования и культуры

В современных условиях мировой глобализации образование не может оставаться изолированным социальным институтом. Оно неизбежно расширяется в целостное социокультурное пространство. Это движение размывает границы многих структур и институтов, прежде традиционно относившихся к разным сферам: искусства, медицины, образования, религии и т.д. Современный опыт театральной педагогики (школьной и профессиональной) позволяет объединить многие, если не все, гуманитарные и антропологические практики.

 

Направления работы конференции (секции):

  1. Феномен школьной театральной педагогики в его многообразии.

Школьная театральная педагогика как область педагогики искусства.

Школьная театральная педагогика в контексте психологии искусства.

Школьная театральная педагогика в контексте педагогической и возрастной психологии.

Школьная театральная педагогика - общему образованию в контексте инноваций в российском образовании, образовательных систем современной России.

Современное состояние и положение театра, где играют дети: его ресурсы и дефициты, его социокультурное значение и место в художественной культуре.

Театральная педагогика в театре, где играют дети: общее и разное с профессиональной театральной школой, современное состояние. Диалог с профессиональной школой. Судьбы выпускников.

Школьная театральная педагогика в коррекционной и социально-психологической работе.

 

  1. Современные психологические и антропологические аспекты русской театральной школы.

Русская театральная школа сегодня: основные пути развития, ресурсы, дефициты и противоречия.

Русский психологический театр и психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веке.

Русская актёрская школа как пространство развития духовно-нравственных практик становления личности.

Русская театральная школа в контексте философии и психологии  игры и импровизации.

Театральная педагогика в профессиональной театральной школе и в системе общего образования. Общее и разное. Основные пути и направления развития.

Феномен русского психологического театра как культурно-исторического пространства становления личности.

 

  1. Творческое наследие Л.А.Сулержицкого.

Наследие Л.А.Сулержицкого в развитии современного образования.

Наследие Л.А.Сулержицкого в контексте психологии искусства.

Русская театральная школа и проблемы со-бытийности в контексте творческого наследия Л.А.Сулержицкого.

Наследие Л.А.Сулержицкого в современном театральном искусстве и современной театральной школе.

Наследие Л.А.Сулержицкого в духовных исканиях русской культуры: литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Л.А.Сулержицкий – универсальная личность, общественный деятель и мыслитель.

 

Категории участников

Руководители инновационных и авторских образовательных учреждений (директора, ректоры, заведующие учебными частями, руководители методических и психологических служб школ, гимназий, центров творчества, вузов, учреждений послевузовского образования и др.), психологи, педагоги-новаторы, педагоги системы инновационных образовательных учреждений, педагоги коррекционных образовательных учреждений, деятели культуры и искусства, педагоги театральных вузов, аспиранты и студенты творческих, психологических и педагогических вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов, образовательных (педагогических, психологических, просветительских) отделов учреждений культуры, руководители издательств сферы образования и культуры.

 

Итоги работы конференции повлияют на позитивное решение многих проблем, актуальных для системы современного образования.

Учителя познакомятся с методами, методиками, и приёмами, позволяющими повысить мотивацию учащихся, активизировать образовательный процесс, улучшить качество усвоения учебного материала и развития компетенций в самой широкой образовательной сфере, а не только в области гуманитарного образования и области искусства.

Конференция даст возможность передать из рук в руки образовательные практики, которые требуют тренингового освоения, для которых необходимо личностное проживание образовательного процесса, и невозможно дистанционное обучение.

Положительным моментом станет преодоление пропасти между «высоким», профессиональным искусством и «школьным». Это позволит вырастить настоящих наследников русской культуры, чувствующих себя сопричастными всему её богатству.

Учащиеся встретятся с новой системой образования, в которой ребёнок и учитель - участники совместной творческой образовательной деятельности в атмосфере радости, поиска, сочувствия и соучастия, личной ответственности, эстетической насыщенности.

 

Словарь

Школьная театральная педагогика – это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Школьная театральная педагогика – часть педагогики искусства. Можно выделить две основные тенденции понимания этого явления: педагогика, которая реализуется на уроках искусства (изо, музыка, МХК, театр и т.д.) и педагогика, которая опирается на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях. Нас интересует педагогика искусства в её втором значении. Хотя те практики, о которых мы будем говорить на конференции, несомненно, первично сформировались на уроках искусства и только потом смогли стать актуальными для любого образовательного содержания.

Педагогика искусства реализуется через создание открытой творческой образовательной среды. В художественно-творческой образовательной среде есть то, что инициирует движение к образу: это всегда вопрошающая и проблематизирующая среда. Роль педагога, инициирующего среду, заключается здесь в том, чтобы обнажить, предельно заострить и актуализировать эти вопросы для всех участников со-бытийности. При этом педагог ни в коем случае не может мыслить себя носителем истинного ответа, потому что он каждый раз ищет живое понимание заново. Такая среда инициирует бесконечную цепочку вопросов, а тем самым и процесс непрерывности образования.

Что заставляет ребёнка, ученика включиться в диалог с вопрошающей художественно-творческой образовательной средой? Возможно, самые острые проблемы современного мира, в котором человеку трудно идентифицировать себя как человека. Наука и технология только мешают, они фиксируют его прикладные функции, а педагогика искусства помогает единичному человеку увидеть себя в зеркале Человечества. Основной темой диалога в художественно-творческой образовательной среде может быть любая проблема: научная, творческая, религиозная. Но основной целью всегда будет формирование образа мира и «образа Я» в этом мире. «Я» смотрится в зеркало культурных эпох и обнаруживает точки сопряжений и диалогов.

 

Полезные ссылки

Официальный сайт кафедры эстетического образования и культурологии МИОО http://www.kafedramhk.ru/

Сайт фестиваля «Пролог-Весна» http://www.prolog-vesna.ru/index.htm

Сайт Московского городского Клуба «Дети-театр-образование» http://deti-teatr.ru/

Подготовка к конференции будет отслеживаться также сайтом «Учительской газеты»: www.ug.ru, рубрика «Методическая кухня», раздел «Дополнительное образование».

 

Справка

Леопольд Антонович Сулержицкий (1872-1916) – уникальная фигура отечественной культуры, педагогики и театра начала ХХ века. Невероятная жизнь этого человека – уникальный опыт педагогического и культурного подвижничества, о чем писали такие видные деятели литературы и искусства, как Лев Толстой, Максим Горький, Константин Станиславский, Фёдор Шаляпин. Представляется, что именно это имя, восстановленное в отечественном сознании, способно сплотить деятелей образования и культуры для совместного решения назревших проблем. 27 ноября 2012 года (140-летие Леонида Сулержицкого) может стать точкой отсчёта для ежегодных конференций.

 

Фото с сайта http://ruslit.com.ua.