Начнем с себя. Дистанционное обучение в значительной степени спасло учебный процесс школьники все же заканчивают учебный год. Педагоги сообщают о том, какую громадную нагрузку им приходится выносить. Родители жалуются, что много времени тратят на поддержание внимания своих чад. С учащимися начальной школы просто приходится сидеть рядом весь виртуальный урок. Мы привыкли видеть свой класс целиком, сразу регистрировать восприятие материала, автоматически отмечать сложные или скучные темы. Дисциплина, мотивация, слабые и сильные ученики всегда были перед нашими глазами; стоя у доски, мы имели возможность видеть целый класс разом. Теперь, даже если мы успешно проводим урок через Zoom, невозможно проследить за целым классом или группой. А многие занятия вообще не рассчитаны на видеоконтакт. Специалисты сходятся в одном: в экстренной ситуации дистанционное обучение – хороший помощник, но реальных уроков полностью оно не заменит.

 

Педагогам нужно будет вновь привыкать к очной форме обучения. Как все профессионалы, со своими задачами мы справимся. Правда, я по-прежнему не понимаю, каким образом можно соблюдать социальную дистанцию в стандартном школьном кабинете, как увеличить его квадратную площадь в два раза... Но, может быть, к осени пандемия уйдет и можно будет нормально трудиться.

 

Важно помнить простую истину: сразу «включить» класс в нормальную работу не получится. Ребенок любого возраста – не компьютерная программа. Некоторые учителя волнуются, какими придут после столь длинного перерыва школьники, будут ли они что-то помнить, как быстро сумеют войти в привычный ритм. Мне кажется, нужно организовать семинары психологической помощи педагогам перед началом учебного года, когда бы он ни начался.

 

Любой педагог прекрасно знает, какими приходят дети любого возраста в школу в сентябре даже в нормальных условиях. Если летом не занимались ничем, если родители не следили за своим чадом, то за редким исключением в первую неделю мы обычно наблюдаем явление, которое в психологии обозначают латинским выражением Tabula Rasa – «чистая доска». Иными словами, половина или даже большая часть класса в течение нескольких дней ведут себя так, как будто бы никогда раньше не изучали наш предмет, показывают нулевой результат.

 

Опытные учителя не волнуются. Они понимают: если начать не с бесполезного пока теста, а с повторения, у абсолютного большинства ребят на глазах возрождается память. Когда вас на уроке английского языка класс наконец-то поприветствует учителя по-английски и связно ответит на вопросы, тогда и можно подумать о контрольной работе. Дело здесь не в лености, а в специфике детского мировосприятия. То, что было два месяца назад, для них целая вечность.

 

Длительная самоизоляция означает социальную депривацию. Дети не гуляют, не играют на площадках, не ходят друг к другу в гости, не занимаются спортом, скорее всего не поедут в лагерь летом. Где же будут ученики во время каникул? В основном дома, то есть там, откуда они давно не выходят.

 

Факт, подтвержденный статистикой и специалистами: чем младше ребенок, тем быстрее он забывает все, чему учился. Мне приходилось работать с детьми 8-10 лет, которые за пять-шесть месяцев отсутствия общения в классе и регулярных занятий забывали не только собственных друзей, но даже алфавит. Для подростков несколько месяцев – также дистанция огромного размера. Меняются привычки, возникает и исчезает дружба, появляются новые интересы. Наконец, все дети имеют тенденцию расти. Самый маленький по росту мальчик или девочка за такой срок может обогнать своих сверстников. Необходимо заново приспосабливаться, находить новый баланс.

 

Придя в школу, учащиеся прежде всего будут стремиться к общению, именно этого они в значительной степени оказались лишены сейчас. Будут заново восстанавливаться дружеские отношения, а часть ранее неразлучных пар или групп неминуемо распадется. Сколько времени понадобится на то, чтобы школьники включались в работу по звонку, замечали не только закадычного друга или подругу, но нас, стоящих у доски учителей? Не знаю. Как лучше вести себя, если весь класс радостно шумит, не обращая внимания на взрослых? Посмотрите на свой арсенал педагогических приемов. Кричать, конечно, не надо, это бесполезно, Будем опираться на то, чем мы хорошо владеем. Напишем заранее что-нибудь несложное на доске, выведем на мультимедийный экран забавные картинки, включим любую запись. И наберемся терпения.

 

Помощь психолога нужна всем. Стоит почитать литературу, обменяться мнениями и впечатлениями от класса с коллегами, посоветоваться с классным руководителем. Если позволит ситуация, собрать в начале учебного года родительское собрание, послушать, что говорят родители о прошедших месяцах, какие видят проблемы, какие имеют пожелания. Рассказать им, насколько иным окажется новый учебный год. Они могут не представлять этого, а мы обязаны, такая у нас профессия.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"