Любой учитель иностранного языка может рассказать типичную историю, как любознательные малыши, которых начинаешь учить во 2 классе, зачастую неуловимо превращаются в мрачных подростков, у которых любое действие взрослых вызывает протест. Похоже, они готовы бунтовать против любой системы, любого реального или мнимого ограничения их свободы. Но давайте вдумаемся. Ставший на голову выше нас Вася или щеголяющая обретенными формами Маша – это ведь те же самые дети. И мы по-прежнему должны их учить.

Конечно, чем старше становятся наши ученики, тем более разнообразными в идеале должны становиться наши уроки. Если второклассникам бывает достаточно простого сообщения о том, что в мире есть другой алфавит, другие звуки, другие слова, то умудрённые жизнью учащиеся десятого класса ждут от нас чего-то более увлекательного. Впрочем, и ученики начальной школы сегодня не те, какими были мы. Недавно я увидела где-то в интернете такую шутку. Учительница громко говорит детям: «Выключайте смартфоны, хватит писать друг другу в ВКонтакте, сейчас будем изучать букву А!» Примерно это педагоги и пытаются иногда делать, не принимая во внимание изменения, внесённые в жизнь гаджетами. Не только дети стали другими, как часто приходится слышать; вся окружающая их среда стала другой. Мир меняется - и мы меняемся вместе с ним.

Возможность мгновенно получить любую информацию, коммуникация со всей планетой сегодня стали привычным явлением. «Современная молодежь ничего не читает, только и делает, что смотрит в свои экраны да кликает!» Я иногда бросаю взгляд на экраны, оказавшись рядом с молодым человеком или девушкой в транспорте. Вижу знакомые страницы - Достоевский, Толстой, Пушкин; часто читают учебные тексты.

Но в основе своей подростки остались подростками. У них происходят физиологические изменения в организме, связанный с ними дисбаланс эмоций. Это быстрый физический рост, ощущение себя взрослым - и недостаток знаний о жизни, неспособность справиться со сложными ситуациями, оценить последствия собственных поступков. Наверное, каждый учитель, работающий со старшими классами, не единожды «проходит» бурную первую любовь, наблюдает за очередными Ромео и Джульеттой…

Как мотивировать подростков, какие методики обычно срабатывают? Приведу несколько примеров из собственного опыта.

- В ответ на заявления о том, что очередные упражнения и тесты по грамматике или другому аспекту делать «скучно», что на подростковом языке может означать «трудно», отвечаю: это необходимо для экзамена, таковы требования министерства. Хочешь получить аттестат - трудись. Иногда соглашаюсь: мне тоже скучно, потому что я все это знаю наизусть. Но я добросовестно отношусь к своей работе, а именно: обучаю их английскому языку и готовлю класс к экзаменам.

- Любую тему можно начать или завершить обсуждением в формате круглого стола или провести ролевую игру. Подростки любят говорить о себе, обсуждать неожиданное, играть незнакомую роль. Дайте им возможность поупражняться, активировать свой словарный запас.

- Приводите конкретные примеры из жизни. Меня, например, заинтересовала молоденькая продавщица, прекрасно говорившая с иностранцем по-английски. Я спросила, где она училась языку, она засияла улыбкой: «У меня была замечательная учительница! Она объяснила, что в любой профессии нужно уметь общаться с людьми!»

- Можно найти примеры и среди знаменитостей. По-прежнему популярный среди молодежи актер Роберт Паттинсон (“Гарри Поттер”, “Сумерки”) часто упоминает в интервью свою учительницу английского языка, которая помогла ему поверить в собственные силы.

- Не забывайте хвалить. Слово одобрения, поддержка важны и самому сильному, и самому слабому ученику. Победа на олимпиаде – тяжелый, напряженный труд. Успешно выполненная контрольная работа - не менее весомая победа для ученика, который не отличается большими способностями. Однако упорство и труд все перетрут, при нашей помощи и поощрении.

Естественно, в нашей работе бывают и неудачи. Ваш лучший ученик может внезапно влюбиться и безмятежно прогулять уроки, забыть о домашней работе и подготовке к экзаменам. Самый слабый выпускник, которого вся школа много лет «тянула» из класса в класс, не стал в одночасье сильным, так и остался троечником. Однако если вы уверены в том, что сделали все возможное для каждого ученика, порадуйтесь достигнутым успехам, какими бы скромными они не казались.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"