Если ввести в любой поисковик слово Bullying, мы увидим миллионы ссылок, причем многие из них возникли еще в середине 90-х годов. Bullying в английском языке произносится с добавлением гласного звука - «буллиинг». С буллингом сталкиваются не только в образовательных учреждениях, но и в семье, на работе, на улице, в любом общественном месте. Просто в тех случаях, когда Bullying направлен против детей, явление может вызвать катастрофические последствия.

В переводе на русский bully – громила, задира, забияка. Похоже, весь пласт лексики просто выпал из языка, вряд ли современные дети скажут друг другу «Ах ты забияка!» В советское время ничего подобного как бы не было, значит, не было и нужды в термине. Однако запугивание, придирки, оскорбления были и есть. Я испытала это много лет назад на себе, когда в школе на линейке директор объявил, что я как лучшая ученица выпуска стала «надеждой школы». Последовавшая потом травля имела простейшую причину: зависть. К счастью, что инициатором была лишь одна девочка из моего класса. А вот классная руководительница сделала вид, что ничего не происходит. Было нелегко, и это мягко сказано.

В английском языке есть поговорка: «Show me a bully, and I will show you a coward”. Действительно, почитаешь любое произведение из школьной жизни, посмотришь сериал, фильм, и становится ясно: да, задиры и забияки всех времен – просто трусы. К сожалению, девочки-подростки часто объединяются в группы, одна заводила увлекает за собой нескольких последователей. Не всегда, но часто самый крупный мальчик в классе придирается к другим, дерется, пользуясь своим физическим превосходством. Взрослое поколение наверняка помнит фильм «Назад в будущее», где низкорослого героя запугивает огромный одноклассник по прозвищу Биф (мясо). Мирные канадцы давно основали сайт Bullying, предлагают школьникам помещать рассказы о своем опыте, делиться проблемами, искать решения.

Один из первых и очень важных шагов – признание самого факта: буллинг существует. Второй шаг, который стоит сделать всем взрослым, причастным к системе образования и воспитания, - это посмотреть на себя, проверить собственное поведение. Не случайно говорят: дети – это зеркало родителей. Общаясь со взрослыми членами семей моих учеников, я всегда внимательно присматривалась к их поведению. «Ты мне скажи, если что не так, я ее сразу головой об стенку!» - сказал мне как-то отец пятнадцатилетней девочки. Нет, горе-родителю я ничего не сказала. А вот причины вызывающего, неадекватного поведения девушки стали понятны сразу.

Психологи всего мира предупреждают: если вы пытаетесь решить все проблемы криком, наказанием, оскорблением, запугиванием, ребенок рано или поздно ответит вам тем же.

А если не решится восстать против вас, то скорее всего обратит свой гнев на ровесников или на тех, кто младше. Нередки и случаи нападения школьников на учителей, причем далеко не всегда именно на тех, кто их травмировал.

Сегодня пишут о распространении кибертравли – это электронный буллинг через социальные сети, почту, мессенджеры. Мгновенно расходятся видео и фото, ставящие кого-либо в неудобное положение. На форумах появляются оскорбительные высказывания, угрозы, чаще всего анонимные.

В прессе регулярно сообщается о случаях самоубийства среди подростков, которые не выдерживают травли. Детям ведь свойственно считать виноватыми себя, поэтому они не делятся с взрослыми, а потом бывает уже поздно. Далеко не всегда администрация школы вовремя реагирует на обращения школьников и родителей, не принимает буллинг всерьез или пытается делать вид, что в их школе такого нет. Работая в школе, я не раз сталкивалась с подобными случаями. Большей частью полагалась на себя, свой опыт. Мои обращения по поводу явно неадекватного поведения пятиклассника, например, классная руководительница не стала даже слушать, ответила: "Да, возможно, у ребенка психические отклонения. Но мы не можем о том судить, это дело родителей. Он учится хорошо". Мальчик был крупный, не только выше свои одноклассников и даже меня. Дело кончилось тем, что он искалечил другого парня... и родители быстренько перевели его в другую школу.

Учителя английского языка, мне кажется, могут внести значительный вклад в решение проблемы. Посмотрите новости, воспользуйтесь сетевыми справочниками; если позволяет время и силы, примите участие в одном из многочисленных интернет-проектов. Зачастую справиться с бушующими подростковыми гормонами, с конфликтной ситуацией помогает информация о том, что такое же положение в любой стране, знакомо любому педагогу и школьнику.

Вообще педагогу стоит сначала проверить себя. Как к вам относятся ваши ученики, доверяют ли вам как взрослому? Что вы замечаете на родительских собраниях, в чьей семье возможны сложности?

Если вы заметили, что кого-то из учеников запугивают, или кто-то обратился к вам за помощью, показал примеры оскорбительных, угрожающих сообщений в сети, не оставляйте такие эпизоды без внимания. Трусы боятся огласки.

Иногда помогают нехитрые педагогические приемы. В одном из старших классов у меня училась девушка, с которой никто из одноклассников не желал сидеть, отказывались выполнять вместе упражнения, требующие работы парами (составление диалога, например). Я по сей день не знаю, в чем было дело. Но проблему решила просто: сообщила классу открыто, что если все отказываются с ней работать, то ее партнером буду я. Сразу выяснилось, что место рядом с учителем считается почетным, каждому хотелось посидеть рядом со мной, выполнить очередное упражнение. Постепенно дело пошло на лад. Недавно ко мне на улице подбежала симпатичная молодая женщина, оказалось - именно та девочка, ныне успешно работающая переводчицей с группами туристов. Подростковые проблемы остались в прошлом. Я осторожно спросила, чем было вызвано ее сложное положение в классе. Оказалось, не давала списать домашнюю работу, и одна из девочек организовала бойкот.

Нам, взрослым, причины раздора могут казаться смешными, а для молодежи это вопросы жизни и смерти. Выдержать словесные нападки и физические атаки без помощи взрослых могут далеко не все. Я не думаю, что в современном мире исчезнет агрессия, но каждый из нас способен улучшить положение хотя бы на своем участке работы.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"