За свою трудовую жизнь мне пришлось преподавать английский язык во всех аспектах и для всех уровней: базовый английский, бизнес-английский, страноведение, литература стран изучаемого языка, перевод. С годами естественным образом неотъемлемой частью любого курса, включая повышение квалификации, стали ИКТ. Четверть века преподавания и общения с коллегами помогли мне сформировать определенную позицию, взгляд на нашу профессию в целом. Обучение на любом уровне – это двусторонний процесс: мы даем, наши ученики берут.

 

С середины 90-х годов интернет, новейшие технологии прочно вошли не только в педагогическую деятельность, они стали частью повседневной жизни. Стоит ли сегодня делать презентации, интернет-ссылки, видеоконференции обязательной частью любого занятия? Нужно ли в обязательном порядке открывать сайт с тренажерами на ноутбуках или электронной доске, вместо того, чтобы писать на обычной доске мелом или раздавать карточки с заданиями? Сколько времени необходимо выделять на использование техники? Что делать, если вместо энтузиазма, с которым учащиеся приветствовали любое технологическое нововведение еще лет пятнадцать назад, вы услышите стоны протеста детей, у которых только что прошёл двойной урок информатики, и они не желают смотреть ни на какой экран?

 

Сделаю небольшое лирическое отступление. Несколько лет назад я приехала в областной центр новых технологий читать лекцию учителям на курсах повышения квалификации. Внезапно отключилось электричество. Я сказала своей аудитории, что нам очень повезло, потому что перебои в энергоснабжении помогли нам осознать простую истину: ключевая фигура в преподавании, в любом классе, - учитель. Без полной комнаты слушателей никакого урока не будет. Все остальное, будь то традиционные мел и доска, учебники, тетради и ручки, - всего лишь инструменты, учебные пособия. То же самое относится ко всем современным гаджетам.

 

Любые современные приборы, если ими пользоваться с умом, соблюдая меру, облегчают жизнь педагога и учащихся. Прежде, чем открывать любой сайт вместе с учениками на уроке, стоит хорошенько ознакомиться со всеми учебными материалами самостоятельно. Какую информацию можно найти на страницах сайта? Какие образовательные цели мы себе ставим, какого эффекта ждем? Как это обогатит наш урок? Полезно также установить некоторые правила поведения. Дети всегда остаются детьми. Им часто хочется показать свои познания, своё превосходство, но они далеко не всегда понимают последствия своих действий. Они не думают о правилах безопасности при использовании всемирной сети.

Есть такое беспроигрышное педагогическое и родительское правило: имея дело с детьми, всегда будьте готовы к неожиданному. Сознаюсь, когда я заметила, что два подростка потихоньку открыли на уроке сайт 18+, не удивилась. Когда-то неприличные картинки были в бумажных журналах, теперь все есть в интернете. Вместо того, чтобы распекать любопытных мальчишек, или спрашивать, почему они так поступили, я просто закрыла доступ к сайту, а также лишила весь класс интернета на уроке. А вот когда пара подобных умников пририсовала усы на фотографии завуча-женщины на официальном сайте школы, я спросила, знают ли они, как исправить содеянное, и потом вызвала их родителей. Почему? Потребовалась работа вебмастера, сайт школы не был доступен в течение двух дней.

 

Постоянно обращайте внимание школьников, что на уроке иностранного языка мы занимаемся именно иностранным языком. Если мы открываем интернет, то исключительно с образовательными, познавательными целями, наши поисковые запросы связаны с темой занятия.

 

В чужом городе, заблудившись, я спросила пожилую пару, как пройти на нужную мне улицу, и они немедленно достали смартфон, показали мне маршрут. Привычные ранее указания типа «второй поворот направо, первый налево» уходят в прошлое. Никто не спорит с тем, что наша жизнь изменилась за пару десятилетий до неузнаваемости. Однако каждый раз, собираясь прочесть лекцию или провести мастерскую, я осознаю, что фокус внимания – на английском языке, моем предмете. Я могу пользоваться электронными устройствами, но знаю, что в состоянии провести занятие или беседу без них. Все, что требуется, - это знать свой предмет и уметь дать очередную тему.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"