Ежегодно мы обсуждаем тему «Как я провёл лето». Дети, вздыхая, без восторга пишут очередное сочинение. Попробуем подойти к теме по-новому. Составьте краткий рассказ о своём собственном отпуске, не пытайтесь приукрашивать. Наше лето - это экзамены в июне, работа в саду-огороде на весь сезон, плюс в августе уборка кабинета и подготовка к урокам. Хочется использовать краткий отдых для общения с собственными детьми и родственниками.

Отступим на шаг и подумаем, что же было светлого, был ли на самом деле отдых. Если удалось куда-то съездить, выберите две-три фотографии, вспомните забавный случай, особенно связанный с иностранным языком. Расскажите ученикам об интересной встрече или о неожиданном умении, которое вы освоили. А затем плавно переходите к вопросам о том, как же они провели лето. Важно сразу помочь тем, кто считает, что ничего интересного у них не произошло. Может быть, к ним приезжали родственники из другого города, даже другой страны. Или они сами побывали у бабушки в деревне. Кто-то был в лагере, другой рыбачил, третий научился кататься на велосипеде. Будьте готовы поддержать любого ребёнка. Знаю по опыту, стоит мне сознаться, что я не умею ездить на велосипеде и не могу кататься на карусели, весь класс оживляется, начинаются дискуссии, обмен опытом. Здесь важно следить за тем, чтобы беседа шла по-английски (или на другом иностранном языке). В свободном общении постепенно активизируется и возрождается словарный запас, одноклассники помогают друг другу, вспоминают лексику, грамматические конструкции.

Что делать, если вы замечаете: часть учеников или даже все «тормозят», путаются, не могут выстроить правильные предложения? Или наоборот: произошло чудо, ваши ученики явно занимались летом и без труда вспоминают все то, чему вы их научили. В обоих случаях легко перейти к следующему пункту программы. Если все забыли, не страшно. Разделите доску на две части. В одной поставьте «плюс», в другой «минус». Предложите всему классу заполнить колонки. Например, помним слова – это плюс; не помним грамматическую конструкцию - это минус.

Для тех, кто свободно общается, составьте другую таблицу. Одна колонка – «Что я уже знаю, в чем чувствую себя уверенно». И вторая – «Что хочу узнать, чего мне не хватает». Предложите устроить Brain Storming (мозговой штурм). Можно написать на доске четыре основных умения, необходимых для успехов в изучении иностранного языка: чтение, письмо, прослушивание, говорение. Предложите каждому оценить себя, отметить в таблице, что у них уже на уровне «хорошо» и «отлично», а что требует дополнительной работы. Помогите дифференцировать. Например, так: «Я легко сочиняю, но не всегда уверен в грамматике или правописании». Или: «Я люблю читать, но с трудом вспоминаю слова». Одним из самых сложных умений специалисты разных стран считают понимание текста на слух. Поставьте короткую аудиозапись, песню, предложите школьникам определить, что им кажется сложнее - понять все содержание или расслышать отдельные слова. Пусть подумают над решением проблем. Не спешите предлагать свои рецепты, дети часто способны выдать свои собственные советы.

Для того, чтобы с первого занятия после каникул активизировать забытый словарь, можно предложить школьникам любого возраста следующее упражнение. Пусть они попробуют составить необходимый словарный минимум для поездки за рубеж либо для общения с иностранным гостем. Сколько слов, по их мнению, нужно знать? Будьте готовы к тому, что ученики начальных классов радостно закричат «Миллион!». Подростки, возможно, небрежно предложат два: «привет» и «пока». Их стоит слегка подтолкнуть, напомнить правила вежливости, тогда добавятся «спасибо» и «пожалуйста». С детьми постарше можно составить мини-словарик на тему «Мы едем-едем-едем». Те, кто на самом деле ездил за рубеж, наверняка вспомнит случаи, когда на паспортном контроле задают элементарные вопросы, а люди не могут ответить. Что обычно спрашивают? Цель и сроки поездки, просят показать обратный билет и приглашение. Напомните старинную мудрость: недостаточно уметь задать два варианта вопросов, нужно еще и понимать пятьдесят вариантов ответов. Конечно, ученики не вспомнят нужную лексику сразу, но это простое упражнение поможет им и вам сделать план новой темы. Если вам удалось составить список хотя бы из двенадцати слов, вы достигли успеха, активация произошла, дети начали думать. А вы получите богатый материал для дальнейшей работы, лучше будете представлять «камни преткновения» и способы их преодоления.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"