В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью различных средств наглядности: это предметы, макеты, картинки, жесты, движения, кинофильмы, проекторы, магнитные доски, игрушки и т.д. Используя их, учитель моделирует фрагменты объективной реальности для осуществления учебных задач.

Необходимость и важность использования ТСО для наглядного обучения иностранным языкам – вопрос не новый, но по-прежнему актуальный, т.к. далеко не все возможности использования различных визуальных ТСО на занятиях по иностранному языку полностью изучены.

В последние годы в нашей стране и за рубежом отмечается значительный интерес к интерактивным доскам. Использование их имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами проекционной аппаратуры и печатными наглядными пособиями, а именно:

1.      Не обязательно затемнять помещение, а это связано не только с экономией времени, но и с более благоприятными условиями восприятия изображения и беспрепятственным переходом к другим видам деятельности на уроке.

2.      Изображения на проекционной поверхности крупные, четкие и яркие.

Работая с интерактивной доской, мы получаем дополнительные возможности для активизации лексики, грамматики, развития навыков устной речи и техники чтения. Её можно использовать при введении и закреплении материала, при контроле знаний учащихся, для самостоятельной работы учащихся на уроке. Они могут применяться фактически на всех этапах обучения, при работе с особыми целевыми установками.

Наглядность при обучении иностранному языку играет особенно важную роль для детей младшего школьного возраста. Поэтому один из компонентов комплекса, раздаточный материал, включает простые и ситуативные картинки. Мы используем этот раздаточный материал при ознакомлении с учебным материалов, в процессе тренировки и применения. У каждого учащегося должен быть набор таких карточек.

Помимо раздаточного материала мы используем иллюстрации в учебнике. Разнообразные игрушки также вызывают у учащихся младшего школьного возраста большой интерес и придают живость уроку.

По мере усвоения букв английского алфавита в период устного вводного курса мы готовим с ребятами на уроке разрезной алфавит, а затем используем его в дальнейшей работе при обучении чтению, орфографии, фонетической стороне речи. Предлагаем, например, такие задания:

- покажите букву, которую вы напишите в начале слов: green, grey, go.

- покажите букву, которую вы напишите в конце слов: good, hand, word.              

 

При обучении чтению дети испытывают затруднения с некоторыми буквосочетаниями, словами, фразами. Поэтому я или сами ребята готовим карточки и периодически повторяем их, прочитывая хором и индивидуально. Ребята путают слова и фразы:

She – the                                              

Their – there

He – she                                                                              

Тhen – than     

He – her                                              

There are - they are

Важно не только обучать технике чтения, но добиваться полного понимания прочитанного. В этом случае мы можем использовать магнитную доску и дать такое задание:

- Расположи на доске картинки в том порядке, в котором я их называю.

- Расположи мебель так, как это описано в тексте. Ребятам очень нравится рассматривать игрушечную мебель.

При изучении темы «My Family» учащиеся приносят фотографии своих родных и рассказывают о своей семье показывая фотографии, а в 3 классе делают мини-проекты «My Family Tree».

Чтобы эффективно воздействовать на учащихся, наглядность не должна быть избыточной.   Перед началом урока на доске, на столе учителя не должно быть лишних предметов и картинок.

Если применить наглядность по назначению, т.е. как составную часть речевого акта, то стену с классной доской и стол учителя можно образно сравнить со сценой театра, на которую направлено все внимание. А учитель должен быть артистом. На начальном этапе обучения он должен сопровождать свою речь жестами. Учитель должен указывать на каждый предмет, который он упоминает в речи, а действия, обозначаемые такими глаголами как to go, to come, to take, to put, to read, to write, to open, to shut, должны быть показаны.

Как только необходимые предметы или картинки выполнили свою функцию (обеспечили смысловую основу в качестве компонента речевого действия) их рекомендуется убрать. Снова эти предметы могут быть использованы только при новом виде деятельности.

Но классной комнаты не безграничны, и учитель думает - что нового, интересного можно еще показать детям?

Появляются куклы из кукольного театра, которые вместо учителя задают вопросы, детям интереснее на них отвечать. Изучая басни, ребята вместе с учителем готовят выставку книг, затем показывают их и рассказывают о баснях и писателях. Настоящим праздником для ребят бывает урок, на котором они смотрят фильмы на английском языке и стараются все понять без помощи учителя, а затем пересказать своими словами содержание фильма. Разнообразить работу на уроке можно и с помощью перфоконвертов, красочно оформленных самими же ребятами, и перфокарт. Ну, о пользе таблиц говорить нет надобности. Каждому учителю надо тщательно продумывать, какие средства наглядности понадобятся ему на уроке и по мере возможности разнообразить их. Конечно, все это требует тщательной подготовки к уроку, большей затраты сил, методического мастерства.     

 

Мариэтта Солдатова, учитель английского языка средней школы №28 города Люберцы Московской области