Цели:

1.      Расширение знаний об открытии и освоении территории России. Воспитание у школьников чувства гордости за свою малую родину – Краснодарский край, чья история отражает историю великой страны; знакомство учащихся с традициями и образом жизни предков.

2.      Создание своеобразного «моста», связующего разные поколения и позволяющего больше знать и любить землю, на которой наши дети родились и выросли. Обращение к метапредметным  связям с русским языком и  историей.

 

Задачи: на основе презентации об этнографическом комплексе Атамань проследить особенности истории заселения территории Кубани, сделать выводы о природе, населении, его быте, хозяйственной деятельности, религии и культуре. Обратить внимание на формирование особого говора местных жителей, т.н. балачки, и особенности орфографии в письменной речи  казаков, попробовать объяснить эти особенности.

 

Актуализация знаний: XVIII век для России - не только век открытий большей части её европейской территории. Это время  правления Екатерины Великой. Именно при ней в результате русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Чёрном море, к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. В 1792 году Екатерина II жалует казакам земли на Кубани. Это и становится началом освоения будущей территории Краснодарского края.

Этнографический комплекс Атамань - музей под открытым небом, рассказывающий об истории жизни казаков, их первых открытиях новых земель, первых достижениях и проблемах.

 

Подведение итогов работы: после комментированного просмотра презентации учитель обобщает знания, ребята делают свои выводы, отвечают на вопросы (по усмотрению учителя). Это могут быть вопросы по слайдам, проверяющие фактическое усвоение материала.

Я предпочитаю задавать вопросы, помогающие моим ученикам  поразмышлять о том, какая она, наша родина?

- Что связывает человека с его далёкими предками?

- Какие люди заселяли территорию нашего края, кто они были по национальности?

- Почему на Кубани сформировалась особая речь, именуемая в народе балачкой?

- Как и чем отличается письменная речь казаков-переселенцев?

- Распространена ли в Краснодарском  крае балачка в наши дни?

- Если да, то о чём это свидетельствует: о неграмотности некой возрастной группы людей, живущих на Кубани,  или  о желании  народа  сохранить неповторимость своей речи?

- Знают ли дети историю своих семей, могут ли утверждать, что история семьи - это история России?

- Считают ли они необходимым создавать музеи, подобные Атамани, не только на Кубани, но и во многих других местах России?

Как правило, получается очень тёплый, «домашний» разговор о себе, о родных, о своей земле и о тех, кто жил на ней много лет назад.

 

Такой урок лучше всего проводить в 8 классе.

В учебнике «География. 8 класс» (авторы - Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский) в §4 «Географические открытия в России 18-19 вв» идёт речь об освоении и описании большей части европейской территории страны.

Считаю, что здесь наиболее уместно использовать предлагаемый мною материал об Атамани.

 

Материал к презентации

Уникальную казачью станицу Атамань построили на древней земле Таманского полуострова.

На территории в 20 га расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы.

Выстроили хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, атамана, казака, оружейника, ткача, писаря с обязательными атрибутами и персонажами.

Все хаты покрыты камышовыми крышами, как это делали в старину. Предметы быта, которые посетители могут увидеть в хате, собирали по всему краю. Это посуда, кружева, фотографии, образа, орудия труда казаков.

Место строительства этого музея под открытым небом выбрано не случайно: именно здесь 217 лет назад высадилась первая группа запорожских казаков-переселенцев.  

Это одна из крупнейших в стране реконструкций под открытым небом. Морской ветер, гулявший еще в VI веке до нашей эры по улицам древнего античного города Гермонасса, дувший более 200 лет назад в лицо первопоселенцам - черноморским казакам, поднимает здесь клубы пыли и сегодня. Еще чуть больше года назад тут было поле, заросшее травой. А сейчас раскинулась станица с 20 подворьями, ярмаркой, трактиром "Цыбулька", мельницей, школой "грамотейней", часовней Андрея Первозванного. Всего, как говорят архитекторы, 38 объектов. Каждый муниципалитет края построил по одному - в создании Атамани участвовали действительно всем  миром.

Здесь наша  Кубань в миниатюре. Хочется показать Краснодарский край ремесленным и мастеровым, уйти от стереотипа казаков только как воинов.

Кроме казачьих подворий, в станице решили сделать археологический парк "Гермонасса", где будет представлена античная культура. Туристы смогут не просто посмотреть быт кузнеца, шорника или виноградаря, но и попробовать сделать что-нибудь своими руками, а затем забрать поделку домой.




"Здесь наши истоки, наша сила, отсюда пошел наш кубанский характер", – сказал губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв об этнографическом комплексе Атамань. По его словам, здесь  должны побывать школьники и студенты, чтобы впитать этот дух – не может человек любить Россию, не видя свою родину.

Фактически, постройки в Атамани - это имитация, выполненная с помощью современных технологий и материалов. Колодцы и подвалы обозначены лишь надземной частью, так как весь комплекс построен на земле, имеющей важное археологическое значение.

Инфраструктура Атамани демонстрирует уклад жизни не только кубанского казачества XIX-XX века, но и всех деревень юга СССР в послевоенный период восстановления разрушенного хозяйства. Сначала землянка, затем хата-мазанка. Такие избы в деревнях просуществовали до 60-х годов XX века, а может быть и сейчас ещё где-нибудь есть в неперспективной заброшенной  российской деревеньке.  

Этот уклад жизни помнят ныне живущие, как что-то потерянное. Этим дорог комплекс Атамань, возродивший память недавней нашей жизни.

Домашняя утварь ещё есть в станицах и деревнях, но увидеть старые утюги, прялки, гончарные станки, керосиновые лампы, котелки, горшки, печные рычаги и ухваты, домашние мельницы, и прочее можно только в музеях.

Здесь можно  и нужно  проводить уроки учителям  кубановедения, истории, русского языка, географии, православия. Ну а тем, кому далеко добираться  до Атамани, предлагаю презентацию, которая позволит увидеть своими глазами уникальное место на территории Краснодарского края.

 

Елена Давыдова, учитель географии средней школы № 18 города Сочи  Краснодарского края

 

Презентация доступна для скачивания по ссылке:

http://narod.ru/disk/20511961001/%D0%90%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20-%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%20%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD.html