Знание – сила. Советую всем предметникам посетить сайт «Учительской газеты», ознакомиться с текущими требованиями и постановлениями. Вот, например, какая новость на титульной странице меня заинтересовала в начале августа: «Минпросвещения рекомендовало школам назначить ответственных за действия в экстренных ситуациях». Полезно проверить себя. Знаем ли мы, что именно относится к экстренным ситуациям? За годы работы в школе не один раз мне пришлось пережить пожарную тревогу; бывали случаи, когда дети падали в обморок; случались драки и травмы; происходили нападения на детей и взрослых; падала старая мебель. Однажды бежавшие с воплями «стенка на стенку» второклассники уронили меня, но мгновенно успели поднять. Как-то раз в класс внезапно вошел огромный пес. Было и такое: около школы обнаружили труп замерзшего при температуре минус сорок мужчины... Работая в школе, важно помнить основные правила. Во-первых, все ситуации мы предугадать не можем. Во-вторых, всегда нужно быть готовыми к неожиданностям. 

 

Уровень тревожности. Просматривая заголовки новостей в интернете, я иногда удивляюсь обилию негативных сведений. Стихийные бедствия, преступность, невероятная жара, пожары... Дети слышат и видят куда больше, чем мы предполагаем. Давайте подумаем, как их успокоить, чем отвлечь, постараемся настроить их и себя на положительный лад. Как это сделать? Один из способов – выбрать несколько историй «с человеческим интересом», human interest stories. Продумать, как ввести их в ткань урока, заготовить ссылки и картинки. Внимательно посмотреть на уровень знаний каждого класса, на возраст, определить, что может заинтересовать начальную школу, а что – подростков.

 

Источник знаний. Изобилие информации – одна из современных проблем. Раньше мы искали газеты, журналы, книги, хранили открытки с видами. Теперь все находится на расстоянии одного клика. Вводите любое понятие в строку «Поиск» – и перед вами появляется миллион ссылок. Что будем искать? Если в вашем классе есть любители животных, покажите им смешной сюжет: в штате Теннесси (США) молодой медведь вышел из леса, подошел к столу в открытом кафе. Посетители разбежались, а он спокойно съел заказанную ими пиццу и ушел. В средней школе можно провести ролевую игру. Вот ученый изучает морскую жизнь, стоя на выдвинутой над водой платформой, и вдруг прямо перед ним из воды вымахивает акула с разинутой пастью, прямо как в кино. Что бы вы сделали на месте человека? Старшеклассникам можно показать извержение вулкана на Гавайях, побеседовать с ними об изменениях в окружающей среде.

 

Традиционные темы никто не отменял. Сочинение на тему «Как я провел лето» может вызвать стоны, поэтому полезно перефразировать привычный заголовок. Например: «Что интересного происходило в мире (в моем населенном пункте) летом?». Обязательно напомните детям, что основное задание – написать требуемое количество слов по-английски. Значит, можно фантазировать. “My Dream Vacation” – прекрасная тема для тех, кто провел лето у бабушки в деревне или на семейном огороде.

 

Дополнительные материалы. Проверив наличие учебников, возьмите в руки свою методическую папку. Освежите в памяти уже написанные разработки, посмотрите, что стоит изменить, что добавить. В разгар учебного года с его вечной спешкой вы будете сами себе благодарны, что собрали материалы на будущее.

 

Постарайтесь настроить себя на новизну. Возможно, у вас будут новые классы, а значит, появятся новые вызовы, новое общение. Если вы продолжаете работать с детьми, которых хорошо знаете, попробуйте представить себе, что вы можете им предложить, где именно вы найдете новое и неожиданное. Дайте себе положительный заряд. Начните урок со слов: “Hello children, I am happy to see you!” Может быть, не сразу, но постепенно школьники ответят вам тем же. Удачи!

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"