Успех – это не случайность.

Успех – это определенный результат

непрерывной и упорной деятельности,

направленной на достижение поставленных целей.

Брайан Трейси.

 

Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идет.

Ральф Уолдо Эмерсон.

 

Золотое правило №1. Нужно выбрать направление и обозначить цель.

Опыт учит: невозможно чего-то достичь, если не знаешь, чего хочешь. Но если четко представлять себе свою цель, появятся шансы ее достичь.

Липецкая школа №51 – многокомпонентный образовательный комплекс, включающий в себя дошкольные группы, начальную, основную, среднюю школы. С первых дней существования в образовательном учреждении стала формироваться педагогическая среда, сочетающая в себе передовой опыт учителей, интерес к знаниям, стремление к всестороннему развитию личности ребенка.

Сегодня школа №51 – одно из самых крупных и конкурентоспособных образовательных учреждений в Липецкой области.

Миссию школы мы видим в формировании такого эффективного образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха каждому участнику образовательного процесса, обеспечить его личностный рост.

Школа выбора, школа возможностей, школа взаимодействия – вот три определения, которые являются ключевыми характеристиками проводимой школой образовательной политики.

  

Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели,

– начните делать то, что никогда не делали.

Ричард Бах.


Золотое правило №2. Необходимо начать действовать. Нужно научиться хорошо делать что-то такое, чего раньше вы никогда не делали.

Это очень важное решение и один из этапов технологии успеха. Начинать новое дело или новую жизнь всегда страшно: есть риск, что может не получиться. Но ведь пока не начнешь делать, не узнаешь, получится задуманное или нет. К тому же, недаром говорится: "Дорогу осилит идущий".

Липецкая школа №51 является одним из немногих образовательных учреждений, которые реализуют полный цикл образовательных услуг. Это позволяет нам сблизить процессы воспитания, обучения и дополнительного образования.

Выбранные направления работы реализуются через комплекс задач-действий, положенных в основу многочисленных школьных образовательных проектов:

Благоприятная предметно-развивающая среда в дошкольном отделении – проект «Преемственность: детский сад – школа»

С 2014 года как одно целое функционируют школа и дошкольные группы. Дети от трех до семи лет еще до поступления в первый класс имеют возможность познакомиться со школьной жизнью, учителями, школьными традициями, что способствует их адаптации к новым условиям при переходе в первый класс.

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию – проект «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды»

С 1-го по 11 класс идет формирование единой образовательной среды, в которой ученик определяет направление своей деятельности на разных этапах обучения, приобретает опыт выбора в урочной и внеурочной деятельности, находит предметное поле, в котором он наиболее успешен. Разработана модель реализации предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся основной школы – с 2007 года в образовательном учреждении реализуется проект «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы».

С 2009 года педагогический коллектив учреждения работает над созданием своей модели образовательного пространства в старшей школе. Обучение в 10-11-х классах идет через реализацию профильных программ, индивидуальные учебные планы, построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка (школьный проект «Построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся старшей школы в условиях перехода к новым образовательным стандартам» стал логическим продолжением успешно реализованного ранее эксперимента в статусе экспериментальной площадки муниципального уровня по теме «Разработка модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов»). В преддверии ввода новых образовательных стандартов (ФГОС СОО) опыт работы школы по ИУП полезен и актуален.

Работа по совершенствованию технологии индивидуальных учебных планов продолжается до настоящего времени: прорабатываются вопросы сетевого взаимодействия образовательного учреждения и социума, организации для старшеклассников учебной и социальной практик, профессиональных проб; тьюторское сопровождение разработки и реализации учащимися ИОТ.

Единое пространство урочной и внеурочной деятельности – проект «Повышение качества образования через систему дополнительного образования»

Особое внимание в школе уделяется дополнительному образованию – с 1 сентября 2013 года учреждение предлагает обучение по дополнительной общеразвивающей программе для детей и взрослых «РОСТ: Развитие. Образование. Становление. Творчество», с 2016 года функционирует студия раннего развития детей от 3 до 5 лет «Зернышки». Кроме интеллектуального направления, которое представлено предметными кружками и секциями, в школе успешно развивается спорт: мини-футбол, шахматы, волейбол, баскетбол, фехтование, легкая атлетика, карате; проводятся занятия по хореографии и современному танцу. Широко представлено культурно-эстетическое направление, огромное значение придается развитию художественных способностей учащихся: дети обучаются живописи, лепке, работают с бумагой и другими материалами. Помимо традиционного женского рукоделия, вышивки и вязания, не только девочками, но и мальчиками осваивается ручное ткачество. Еще одно «фирменное» направление школы связано с сохранением народных традиций – в школе создан музей народного быта «Берегиня». Под руководством хранительницы музея Фоминовой О.А. не только дети, но их родители, педагоги школы с увлечением занимаются изготовлением традиционной народной тряпичной куклы.

Инновационная образовательная среда – проект «Инновационная школа»

Развитие своего образовательного учреждения мы видим в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса, но, при этом, выбираем сочетание инноваций с необходимостью следовать традициям.

С 2016 года при поддержке Московского городского психолого-педагогического университета в основной школе реализуется инновационный проект системного типа «Система выявления мотивированных к интеллектуальной деятельности детей и разработка моделей их поддержки и сопровождения», а на базе нашего дошкольного отделения функционирует Федеральная инновационная площадка, идет экспериментальная апробация комплексной программы развития математического образования «Мате: плюс».

Взаимодействие в интересах детей – проект «Мы вместе»

Еще одно важное направление работы – здоровьесбережение. «Технология здоровья» - так называется школьная программа, где отражены направления и содержание работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, планируемые конечные результаты, критерии. Данная программа является многофункциональной, предполагает наличие подпрограмм: «Здоровым быть здорово», «Олимпийское завтра России», «Путешествие натуралиста». Разработаны и реализуются школьные проекты «Маршрут «Школа-Здоровье-Школа»», «Школа АРТ-терапии», цель которых – взаимодействие педагогов, учащихся и родителей в области здоровьесбережения.

Мы стараемся эффективно использовать ближайшую социальную среду как сферу воспитания и социализации. Проекты «Наш выход!», «Школа АРТ-терапии», Дни открытых дверей для родителей – вот лишь неполный список мероприятий, в рамках которых учащиеся проживают время в школе вместе со своими родителями.

 

Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны:

значение имеет лишь мужество продолжать.

Уинстон Черчилль.

 

Золотое правило №3. Необходимо отслеживать результаты и корректировать свои действия, брать на вооружение успешный опыт других ОУ.

Это ключевой элемент персональной стратегии успеха. Внимание, гибкость, умение обобщать, делать выводы, схватывать тенденции, перестраиваться – всё это поможет. Так как технология успеха включает в себя определенный процесс, то движение к успеху никогда не может быть прямым. Поэтому по пути к цели важно корректировать свои действия. И не менее важно использовать определенные элементы технологий успеха тех школ, которые на практике уже добились блестящих результатов.

Как понять, что школа успешно работает? Внешнее проявление успешности – результат. Выводы о продуктивности деятельности школы делаются на основе анализа трех составляющих: образовательных результатов, организации образовательного процесса, условий образовательного процесса – разработана школьная система мониторинга. На наш взгляд, успешная школа определяется тем, насколько успешен любой из участников образовательного процесса, поэтому главным ориентиром для нас становится достижение личностных результатов.

Как добиться успеха? Для успеха важно анализировать успешный опыт других школ, их практику, а еще надо иметь желание и умение последовательно внедрять инновации в своей школе. Конечно, чужой опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно взять идею опыта и применить ее к своим возможностям, к условиям своей школы.

А еще, важно и нужно изучать успешные практики внутри школы, учителям перенимать опыт коллег и делиться своим – с этой целью в школе действует «Мастерская педагогического опыта».

 

Все это так не потому, что я такой умный.

Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи.

Альберт Эйнштейн.

 

Золотое правило №4. Следует зарядиться оптимизмом и упорством.

Эти качества отличают людей, способных изменить свою жизнь и добиться успеха. Это горючее, которое дает энергию для свершений. Определив цель, не упускайте ее из внимания ни на день. И пусть вас не остановит страх неудачи или временные трудности.

Школа №51 города Липецка постоянно стремится к новому, старается развиваться, ищет те пути, которые помогут ребенку обрести себя, а о школе вспоминать, как о лучшем времени жизни. И мы понимаем, что «успешная школа №51» может быть только создана, «построена по кирпичику нашими руками». Сделать это непросто. Но мы будем идти вперед, будем думать, пробовать что-то делать, ошибаться, изучать чужой опыт и делиться своим. И начало тому уже положено.

 

P.S. МАОУ СШ №51 (г. Липецк, Липецкая область) – бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2017. Репортаж о работе школы читайте в №32 от 7 августа 2018 года.

 

Об авторах:

Светлана Бедрова – директор МАОУ СШ №51 города Липецка

Ирина Колесникова – заместитель директора школы