Раньше Алексей учился в другой школе, в этом учебном году перешел в лицей, в специализированный гуманитарный класс. Свой выбор объяснил так: очень хорошая школа, прекрасные учителя, он уверен в том, что получит здесь отличное образование, поднимет свой уровень знаний по английскому языку, в частности. Как готовился к обучению в профильном классе? Взял список литературы – и за лето прочитал 40 романов, всю русскую классику. Сидевшая рядом сверстница ахнула: «Ты что, и «Войну и мир» прочел?!» Да, прочитал Толстого, Достоевского, Тургенева... Показал руками, какая высокая пачка книг лежала на столе, пояснил, как внимательно читал том за томом. Кроме того, пользовался сведениями в учебных пособиях, искал дополнительную информацию в интернете. Читал историю девятнадцатого века, занимался иностранным языком.

 

Слушая рассказ Алексея, я поняла, что именно привлекло мое внимание как педагога. Грамотная, прекрасная речь, спокойные интонации, никакого нажима, излишних «нелогических» ударений; отсутствие желания шокировать взрослую публику, выражений «блин» и квази-иностранных словечек. То есть мне посчастливилось встретиться с редким явлением – передо мной оказался старшеклассник, говорящий на хорошем русском языке, к тому же читающий книги. Конечно, проработав русских классиков девятнадцатого века, он не только обогатил и расширил свой словарный запас. Вместе с лексикой впитались темы для обсуждения (чего стоит одна только тема «Отцы и дети»!). Появилось представление об идеалах и стремлениях молодежи ушедшей эпохи, о «загадочной русской душе» - о ней очень любят рассуждать западные критики. Патриотизм, любовь к родине, желание сделать нечто полезное в жизни, стать достойным членом общества, реализовать свои возможности...

 

Юноша пишет стихи, эссе. Думаю, в лицее уже заметили его способности, скорее всего, он будет участвовать в школьных конференциях, в олимпиадах, различных мероприятиях. Кроме того, если школу посетят высокие гости, он сможет быть среди тех старшеклассников, которые в состоянии достойно и культурно их встретить, показать школу, ответить на вопросы.

 

Послушав Алексея, поняв его круг интересов, я посоветовала ему поискать международные проекты, узнать, какие есть возможности для дальнейшего образования гуманитария. Рассказала об «Учительской газете», объяснила, что именно на сайте издания можно найти массу полезных сведений об образовании, прочитать новости, о том, что происходит в сфере образования и науки, ознакомиться с документами и требованиями к экзаменам. Юношу очень впечатлило, что газета издается с 1924 года. Я попросила разрешения сфотографировать его, заверила, что он вполне фотогеничен. «Вы хотите написать обо мне?!» - поразился мой юный попутчик. – «Вы думаете, во мне есть что-то интересное?» Думаю, есть.

Талант – явление особое, достаточно редкое. Если удается распознать одаренного ребенка, значит, повезло. В будущем он может принести громадную пользу обществу. Талант отличается тем, что способен впитывать новые знания быстрее остальных; в дальнейшем такие дети могут самостоятельно развивать свои способности и применять их на практике. Поддержка, безусловно, нужна всем без исключения.

 

Я заверила юного собеседника в том, что последние два года обучения в школе помогут ему определиться с высшим образованием. Талантливые педагоги дадут направление. По опыту знаю: в хорошей школе всегда заметят способного ученика. Подросток, умеющий выступать, уверенно держаться на публике, делать доклады, - просто находка.

Судя по его умению общаться со взрослыми, в семье юноши все в порядке. Родители относятся к его интересам с пониманием и поддержали его желание сменить школу, поступить в класс с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Слушая его, я думала: если бы все взрослые – родители школьников, учителя – работали сообща, многих проблем в образовании бы просто не возникало.

Оказывается, современные дети, в том числе подростки, читают. А книги либо есть дома, либо ребенок записан в районную библиотеку, и, конечно, пользуется предоставляемыми школой возможностями. Сорок романов просто так ни один школьник за лето не прочитает, нужно не только иметь доступ к книгам, но и ощущать поддержку родных.

 

Летя в самолете, я видела разных попутчиков. Сидящая сзади молодая женщина шипела на девочку лет десяти: «Перестань! Прекрати! Вот я тебе задам!». И та крутилась, капризничала, пока не уснула от усталости. Впереди сидела пара с двумя детьми. Отец вместе с маленьким сыном терпеливо красил машинки в раскраске; мать тихо читала старшей дочке сказку. Потом они поменялись местами, отец взял книжку, а мать - раскраску. Видно было, что у них четко распределены роли, налажен порядок. Когда спустя час дети устали, родители устроились так, чтобы детям было удобнее, и те уснули.

 

Я уверена: с детьми можно и нужно заниматься. Результаты не заставят себя долго ждать.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"