Участники: четыре профильных отряда (всего 80 детей), педагогический отряд, администрация комплексного спортивно-оздоровительного центра города Краснодара «Ольгинка», гости.

 

Опережающее задание: каждый отряд получил домашнее задание – подготовить рассказ о гетто в Варшаве, концентрационном лагере Освенцим, концентрационном лагере Саласпилс, об уничтожении людей в Бабьем Яру.

 

Задачи:

1) расширить и углубить знания ребят об основных идеях фашизма, о способах реализации этих идей, о преступлениях фашизма, о Холокосте как одном из примеров бесчеловечной политики фашистов;

2) развивать умение работать с текстом, анализировать информацию;

3) воспитать негативное отношение к фашизму, стремление противостоять насилию и жестокости, уважение к людям независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности;

4) формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам преступлений фашистов.

 

Оборудование: ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP,  компьютерные колонки.

 

Участники: ведущие – 3 человека, чтецы – 3 человека.

 

Ведущий 1: 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война.

 

Ведущий 2: За короткий период в Европе Германия завоевала Польшу, Данию, Норвегию, Исландию, Гренландию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию.

 

Ведущий 3: А 22 июня 1941 года Германия вместе с союзниками Румыней, Финляндией, Венгрией, Италией вторглись на территорию Советского Союза.

 

Ведущий 1: Уже в первые месяцы войны немцы заняли Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию, Украину, 13 областей РСФСР.

 

Ведущий 2: Миллионы советских граждан оказались под немецкой оккупацией, также как и жители Европы.

 

Ведущий 3: Немецкие войска, действуя на захваченных территориях, реализовывали на практике идеи национал-социалистической фашистской партии Германии.

 

Ведущий 1: Программа национал-социалистической партии Германии была принята в 1920 году.

 

Ведущий 2: В ее основе лежали идеи, обоснованные в работе Гитлера «Моя борьба».

 

Ведущий 3: Это расширение «жизненного пространства» германской нации за счет присоединения восточных территорий.

 

Ведущий 1: Идея о подчинении высшей расе всех остальных низших рас.

 

Ведущий 2: Славяне, евреи, цыгане и другие народы объявлялись расово неполноценными народами и подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы.

 

Ведущий 3: Гитлер говорил: «Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, то мы должны прежде всего изгнать и уничтожить славянские народы – русских, поляков, словаков, болгар, украинцев и белорусов».

 

Ведущий 1: В 1940 году немецкое руководство разработало план «Ост», в соответствии с которым предусматривалось на протяжении 30 лет принудительно выселить две трети населения за Урал.

 

Ведущий 2: Остальную часть населения планировали уничтожить или превратить в дешевую рабочую силу для нацистской Германии.

 

Ведущий 3: «Для нас, немцев, – подчеркивалось в заключительной части плана «Ост», – важно ослабить русский народ до такой степени, чтобы он не был больше в состоянии препятствовать нам устанавливать немецкое господство в Европе».

 

Ведущий 1: Гитлер считал своей миссией уничтожение славян. Была и другая миссия – уничтожение евреев.

 

Ведущий 2: Редактор нацистской газеты «Дер Штюрмер» Штрайхер писал: «На земле не будет светить солнце до тех пор, пока не умрет последний еврей. Гитлер освобождает мир от еврейских мучителей».

 

Ведущий 3: Освобождать мир от евреев Гитлер начал еще до начала Второй мировой войны.

 

Ведущий 1: В 1935 году в Германии были приняты законы, которые лишали евреев всех экономических, гражданских и политических прав.

 

Ведущий 2: В 1938 году весь мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи».

 

Ведущий 3: В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены и разрушены 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы.

 

Ведущий 1: Сотни евреев погибли, десятки тысяч еврейских мужчин были арестованы и брошены в концлагеря.

 

Ведущий 2: Это был самый крупномасштабный погром в современной европейской истории.

 

Чтец 1:

Все краски на старой картине грубые,
и каждый мазок конём диким дыбится!
Сжимает женщина белые губы
и молча кричит: сердцу не дышится!
В руках у неё раскрыты страницы
книги святой, где застыли в словах
древние буквы, как вещие птицы.
И ужас - в их тревожных глазах ...

Чтец 2:

И краски дышат, как грозные тучи,
готовые гневом излить память дней,
когда сжигали здесь свитки, что в кучи
свалены были грудой камней.
И искры и пепел в небо взлетали.
И стекла витрин разбитых - в крови!
Но разве боль эту все понимали
в дни, что позором Германию жгли?..

Чтец 3:

А женщина смотрит. Глаза так пылают,
что ярость их передать мне невмочь.
Но вижу, как она молча страдает.
И я страдаю… Хрустальная ночь!

 

Ведущий 3: Оккупировав Польшу в 1939 году, нацисты издали указ, согласно которому польские евреи должны были оставить свои дома и переехать в специально отведенные для них районы в городах – «гетто».

 

Ведущий 1: По всей Польше и Восточной Европе было создано несколько сотен больших и малых гетто.

 

Ведущий 2: Самое крупное гетто Европы было организовано в Варшаве в конце 1940 года. О нем нам расскажет общественно-научный отряд.

 

Ведущий 3: Евреи в гетто умирали слишком медленно. Необходимы были новейшие технологии и для убийства миллионов людей и для сокрытия следов преступлений.

 

Ведущий 1: Для полного уничтожения евреев на территории Польши созданы шесть лагерей смерти.

 

Ведущий 2: Главным их них стал специально построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц – Биркенау. О его деятельности нам расскажет физико-математический отряд.

 

Ведущий 3: На окраине красивого балтийского города Рига находилось одно из самых зловещих мест в истории рода людского, сравнимое с Освенцимом.

 

Ведущий 1: Речь идет о мемориальном комплексе «Саласпилс», находящемся на месте, где во время Великой Отечественной Войны располагался одноименный концентрационный лагерь, известный еще как детский лагерь смерти.

 

Ведущий 2: О нем нам расскажет филологический отряд.

 

Ведущий 3: Бухенвальд, Белжец, Дахау, Майданек, Собибор, Треблинка и много, много других лагерей.

 

Ведущий 1: Всего с 1939 по 1945 годы в концентрационные лагеря было заключено около 2,5 млн. человек, из которых немцы составляли примерно 15%.

 

Ведущий 2: В Освенциме и Майданеке погибло около 1,1 млн. человек, из которых подавляющее большинство составили евреи.

 

Ведущий 3: Обычным явлением после того, как немцы занимали населенный пункт, были массовые расстрелы еврейского населения.

 

Ведущий 1: Об одной из самых крупномасштабных акций, проведенной на окраине Киева, в Бабьем Яру, нам расскажет естественнонаучный отряд.

 

Ведущий 2: Местное население фашисты уничтожали во всех населенных пунктах на оккупированной территории.

 

Ведущий 3: В августе 1942 года немецкие войска заняли Краснодар.

 

Ведущий 1: Была проведена перерегистрация всего городского населения, в ходе которой составлены три списка.

 

Ведущий 2: В список №3 заносились евреи, иностранцы, красноармейцы, партизаны и коммунисты, т.е. все «политически неблагонадежные», а так же крупные уголовники и их семьи.

 

Ведущий 3: Этот список не оглашался, а люди, которые туда попали, подлежали уничтожению.

 

Ведущий 1: Занесенные в 3-й список жители еврейской национальности и неполноценные (душевнобольные) уничтожались в первую очередь.

 

Ведущий 2: Всего за годы оккупации в Краснодаре было уничтожено 11 472 человека, из них одна тысяча евреев.

 

Ведущий 3: Национальность детей немцы определяли по отцовской линии.

 

Ведущий 1: В Краснодаре известен случай, когда погибла девочка, папа у которой был русский, а мама – еврейка. Эту девочку звали Женя Шиловцева.

 

Ведущий 2: Ее маму, еврейку, не явившуюся на регистрационный пункт, пришли забирать немцы. Женя по отцу была русской, и не подпадала под ликвидацию, могла остаться в живых.

 

Ведущий 3: Домой к ним прибежала ее школьная учительница Аделаида Ивановна Моисеенко, хотела увести девочку к себе. Но Женя предпочла разделить участь своей мамы и уехала с ней.

 

Ведущий 1: Так, девочка Женя Шиловцева сделала свой выбор. Ее подвиг увековечен на мемориальном комплексе, посвященном памяти жертв фашизма, который стоит в Первомайской роще.

 

Ведущий 2: В скульптурной композиции есть и скорбная фигурка девочки с большими трагическими глазами. Эта Женя Шиловцева.

 

Ведущий 3: Трудно назвать хутор, станицу, тем более город, где бы фашисты не оставили своего кровавого следа. За малейшие подозрения в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а дома сжигали.

 

Ведущий 1: 13 ноября 1942 года всех мирных жителей с детьми рабочего поселка Михизеева Поляна Мостовского района немцы выгнали из поселка, раздели и расстреляли из пулеметов и автоматов.

 

Ведущий 2: Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками, детей добивали ударами головой о деревья. Всего было убито 207 человек, из них 72 женщины и 105 детей.

 

Чтец 1:

Согнали всех на площади гуртом.
Пришли все: старики, и женщины, и дети.
Сказали на собранье, а потом –
Всех беспощадно расстреляли на рассвете
За то, что помощь партизанам оказали,
Другим пусть будет это как урок.
И смертью лютой, страшной наказали –
Погибли все, кто даже говорить не мог.

Чтец 2:

В лесу на Михизеевой Поляне
В густые травы плачет тишина.
Скорбит о тех, кто уж не встанет,
Кого навеки унесла война.
Здесь никого враги не пожалели:
Ни стариков, ни женщин, ни детей,
И бродит средь березонек и елей
Седой войны пугающая тень.
Поляна неоплаканной печали,
Ты приняла с врагом неравный бой,
И в лучах души русские кричали,
Смертельную превозмогая боль.

Чтец 3:

Обнял березки дикий виноградник.
Врастает в землю детская кровать
Пока кружит под облаком стервятник
Нам ни о чем не стоит забывать.
Война дотла сжигала и косила,
Но жизнь непобедима, как любовь –
Густым высоким цветом девясила
Над лютой смертью торжествует вновь.
И обелиск, как страж у изголовья,
А над землей такая неба синь…
Поляна вечной скорби и безмолвья,
Ты наша боль, Кубанская Хатынь.

 

Ведущий 3: В том же Мостовском районе оккупанты полностью уничтожили рабочий поселок Фарский, расстреляв 186 его жителей, главным образом женщин и детей.

 

Ведущий 1: Краснодар стал печально известен тем, что именно здесь фашисты активно использовали автомобили-душегубки.

 

Ведущий 2: Крытый 6–7-тонный грузовик с дизельным двигателем был обит внутри железом и снабжен герметически закрывающейся дверью. По специальной трубе через решетку в полу в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углеводорода высокой концентрации. Запертые в машине люди погибали от газа.

 

Ведущий 3: Вершиной изуверств стало уничтожение в городе Ейске воспитанников детского дома крайсобеса.

 

Ведущий 1: После осмотра детей детдома немцы отстранили персонал, начали погрузку детей в машины. Всего было погружено 214 детей - 102 девочки и 112 мальчиков.

Ведущий 2: Детей вывезли за город и вблизи дороги, идущей от города Ейска, в яме и захоронили.

 

Ведущий 3: На Кубани было много эвакуированных евреев из западных областей Советского Союза. Приехала в станицу Усть-Лабинскую и семья Пинкензонов. Владимир Пинкензон стал врачом военного госпиталя, а его сын Муся пошел в местную школу.

 

Ведущий 1: По вечерам он приходил в госпиталь к отцу и играл на скрипке для раненых.

 

Ведущий 2: Из-за стремительного наступления немцев летом 1942 года не успели эвакуировать раненых и врачей госпиталя.

 

Ведущий 3: После занятия Усть-Лабинска немцы согнали всех евреев и повели на расстрел. Владимир Пинкензон и его жена Феня Моисеевна попытались спасти своего 11-летнего сына Мусю и были убиты.

 

Ведущий 1: Он остался совсем один, 11-летний мальчик, окруженный истинными арийцами, считавшими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители Усть-Лабинска, смотревшие на происходящее со страхом и отчаянием.

 

Ведущий 2: Внезапно Муся обратился к немецкому офицеру с просьбой сыграть на скрипке. Офицер рассмеялся и разрешил. Он решил, что мальчик хочет сделать ему приятное и тем вымолить жизнь.

 

Ведущий 3: Муся заиграл «Интернационал» – гимн Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче и подхватил песню. Затем еще один человек, еще…

 

Ведущий 1: Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача.

 

Ведущий 2: 11-летний мальчик, стоя перед лицом смерти, проявил такую силу духа, против которой оказалась бессильна мощь нацистского оружия.

 

Ведущий 3: В этот день люди в Усть-Лабинском снова поверили в победу. Эту победу им вернул маленький скрипач.

 

Ведущий 1: Преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны, называют Холокостом.

 

Ведущий 2: За это время было уничтожено около 6 миллионов евреев.

 

Ведущий 3: Почему выделяют еврейское население в особую категорию жертв нацизма? Почему мы говорим о 6 миллионах евреев, когда общие людские потери СССР в Великой Отечественной войне, определенные методом демографического баланса, равны 26 миллионам 600 тысячам человек?

 

Ведущий 1: С самого начала евреям был придан особый статус полностью бесправной группы населения. Если представитель другой национальности еще мог рассчитывать на выживание, то у евреев такого шанса не было. Они были обречены на смерть все, без исключения.

 

Ведущий 2: С первых дней оккупации евреи были значительно ограничены в передвижении в масштабах даже одного населенного пункта.

 

Ведущий 3: Для их проживания отводились специальные районы – гетто.

 

Ведущий 1: Еврейское имущество полностью конфисковалось.

 

Ведущий 2: Евреи не получали никакого вознаграждения за труд, их ограничивали даже в получении единственного вида продовольствия – хлеба.

 

Ведущий 3: Им запрещалось ходить по тротуарам, выращивать цветы, рожать детей.

 

Ведущий 1: Браки евреев с представителями других национальностей объявлялись недействительными. А потом и уголовно наказуемыми.

 

Ведущий 2: Только евреев обязывали носить специальные опознавательные знаки-повязки с шестиконечной звездой, желтые круги, прямоугольные «латы».

 

Ведущий 3: Это сразу делало их изгоями – недочеловеками.

 

Чтец 1:

Пугливый взгляд… Иначе и не скажешь:
отчаянный, тревожный – крик души.
В чужом отныне мире он на страже
и чувств, и слов. Замри и не дыши.
Но не согнуло до конца смиренье,
и мысль живёт - свободная пока.
В глазах печаль и тяжкое сомненье.
На рукаве звезда. Быть может, на века?

Чтец 2:

Всё впереди! Грядут ещё Дахау,
и ночь Хрустальная, и детский плач, и страх,
кровавая в Прибалтике расправа,
и Яра Бабьего неупокойный прах...

Чтец 3:

Да, жёлтая звезда – не солнце в небе.
И плачет о своем народе ребе…

 

Ведущий 1: Евреи были первыми. Уничтожая их, немцы создали технологию для убийства миллионов.

 

Ведущий 2: Это машина убийства не должна была простаивать. Вслед за евреями и цыганами планировалось массовое уничтожение славян.

 

Ведущий 3: Годы фашизма были страшными годами насилия и террора.

 

Чтец 3:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

 

Звучит песня «Бухенвальтский набат» на слова А. Соболева и музыку В. Мурадели.

 

Ведущий 1: Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Югославии, Чехословакии, во Франции и других странах Европы.

 

Ведущий 2: Люди не должны предавать забвению лагеря смерти, костры из живых людей, мы должны помнить тех, кто погиб на фронтах, защищая нас от фашизма.

 

Ведущий 3:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, —
Всем тем, которых забывать нельзя.

 

Минута памяти.

 

Ведущий 1: В 1945 году мы победили не только Германию и ее союзников, напавших на нас.

 

Ведущий 2: Мы победили фашизм.

 

Ведущий 3: На Нюрнбергском процессе фашизм был осужден за нанесенный народам мира материальный и моральный ущерб, а также за национализм.

 

Ведущий 1: За все преступления перед человечеством.

 

Звучит песня «День победы» на слова В. Харитонова и музыку Д. Тухманова.

 

Список литературы:

1. Альтман И., Гербер А., Полторак Д. История Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2001

2. Бауман З. Актуальность Холокоста. - М.: Фонд «Холокост», 2010

3. Бабьи Яры России / http://www.holomemory.ru/?region=35

4. Брухфельд С., Пол А. Левин. Передайте об этом детям вашим...- М.: Текст, 2001

5. Великая Отечественная война 1941 – 1945 / http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/vov.html

6. Как и с какой целью появился фашизм? / http://www.rutvet.ru/in-kak-i-s-kakoy-celyu-poyavilsya-fashizm-334.html

7. Концлагерь в Саласпилсе – место, пропитанное детской кровью / http://ribalych.ru/2014/01/16/konclager-v-salaspilse-mesto-propitannoe/

8. Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945: Рассекреченные документы, хроника событий./ Редакция Беляев А.М, Бондарь И.Ю. Т. 1. Краснодар: Сов. Кубань, 2000

9. Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945: Рассекреченные документы, хроника событий./ Редакция Беляев А.М, Бондарь И.Ю. Т. 2. - Краснодар: Сов. Кубань, 2003

10. Михизеева Поляна – Кубанская Хатынь / http://www.kuban.kp.ru/daily/26378.4/3256777/

11. Необходимо продолжать помнить Освенцим, чтобы предотвратить повторение истории/ http://inosmi.ru/world/20050207/216974.html

12. Победа нелегкой ценой. Оккупация Краснодара длилась шесть месяцев / http://www.kuban.aif.ru/society/details/99786

13. Приветствие ветеранам 9 мая 2008 года / http://oput.kazsharz.edusite.ru/DswMedia/proshlavoyna9maya.htm

14. Путешествия / Польша. Освенцим. Концентрационный лагерь Аушвиц-I / http://kezling.ru/travels/auschwitz-1/

15. Текст (слова) песни «Поклонимся великим тем годам» / http://www.karaoke.ru/song/6156.htm

16. Фашизм – это война / http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000125/st013.shtml

17. Фридрих Золотковский Сборник стихов «Холокост» / http://eajc.org/page619

18. Чтобы помнили. Лагерь ужасов Бухенвальд / http://russiahousenews.info/world-war-2-victory/kontslager-buchenwald

 

Ольга Селезнева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», город Краснодар, победитель XIX Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

 

Фото с сайта http://grimnir74.livejournal.com/5316474.html, из архива автора.