В контексте инновационной деятельности претерпевает изменения не только система дополнительного образования, но и существенно возрастает роль педагога. Происходит переоценка педагогической деятельности. Во-первых, если в традиционном образовании педагог выступает в качестве ведущей фигуры, то на современном этапе образования внимание переключается на ребенка – его активность, индивидуальность, способность творить. Во-вторых, в условиях стремительно развивающихся технологий к педагогу выдвигаются дополнительные требования по развитию специальных навыков, приемов и содержания работы. В-третьих, в современном дополнительном образовании приветствуется более активное, яркое взаимодействие между педагогом и детьми. Педагог должен не просто обучить, но и поддержать ребенка в его деятельности. Способствовать его успешности, осознанию своей значимости в этом мире.

 

В связи с этим актуальными становятся внедрение и использование на занятиях активных   методов обучения.

 

Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств.


Термин «Активные методы обучения» (АМО) или «Методы активного обучения» (МАО) появился в литературе в начале 60–х годов ХХ века в системе социально-психологического обучения.      Психологи используют его для характеристики особой группы методов. На практике выяснилось, что в результате применения особой группы методов обучение стало настолько активным, что усвоение больших объемов информации происходит за короткие сроки.

 

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, автор книги «Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности»).

 

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, К. Д. Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.

Широкую популярность и признание АМО завоевали во второй половине ХХ века в системе переподготовки специалистов, а впоследствии стали использовать АМО в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применять в системе общего образования.

Таким образом термин «Активные методы обучения» и «Активное обучение» далеко не новы. На современном этапе образования, АМО дополняет традиционные методы, посредствам которых позиции учащихся меняется с пассивно-потребительской на активно-преобразующую.

 

Отличительные особенности активного обучения:

- Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

 

- Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

- Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

 

- Постоянное взаимодействие обучаемых и педагога посредством прямых и обратных связей, сущность которых - в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Классификация активных методов обучения

Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные методы обучения. 

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

 

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО относят различные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. В других случаях, авторы относят к активным методам обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи. Понятно, что и в том и другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучения.

 

 

Активные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

Игровые

Неигровые

Проблемные лекции

Проблемные семинары

Тематические дискуссии

Мозговая атака (штурм, эстафета)

МАСТАК - технологии

Групповая консультация

Педагогические игровые упражнения

Презентация

Проектная деятельность

Изложение материала с заранее запланированными ошибками

Эвристическая беседа

Пресс-конференция

Поисковая лабораторная работа

Самостоятельная работа с литературой

Олимпиада

 

Деловые игры (исследовательская, учебная)

Игровое проектирование

Ролевая игра

Оргдеятельностные игры

Дидактическая игра

Игровые ситуации

Игровые занятия на машинных моделях (компьютерные деловые игры)

 

 

Индивидуальный тренаж

Групповой тренинг

Имитационные упражнения

Решение задач с использованием ТРИЗ технологий

Проблемная ситуация

Коллективная мыслительная деятельность

Ситуационные методы (кейс - технологии, анализ конкретных ситуаций)

 

 

Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО, является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и воспитанниками.

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса.

Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

 

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

 

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для педагога любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач.

Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепления новых знаний (полученных во время лекции); совершенствования уже полученных умений; активизации обмена знаниями и опыта.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А. Балаев, а именно:

1. Принцип равновесия
между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности обучающихся и темой занятия.

2. Принцип моделирования.
Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают обучающиеся в ходе обучения, конечный результат.


 3. Принцип входного контроля.
Этот принцип предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности обучающихся, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы обучающихся, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели педагогу необходимо выбирать такие виды учебной деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.


5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так, А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.


6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента: изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Обучающимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении ученик неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий ученика помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.


7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.

 8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности обучающихся является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия.

 9. Принцип организации коллективной деятельности. Часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения каких-либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у обучающихся способности к коллективным действиям.

10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли обучающиеся ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.


12. Принцип экономии учебного времени.
Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале обучающиеся усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.


13. Принцип выходного контроля.
Обычно, выходной контроль знаний происходит после завершения обучения в форме экзамена, собеседований, выполнения контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но это формы проверки знаний не в каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и навыков. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми.

 

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

 - подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
 -  обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не    

    подготовленных;
 -  установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

 

 

Традиционные занятия

 

 

Занятия с применением АМО

Урок – знакомство с предметом, детьми, педагогом.

Игротека.

Игры на знакомства, на коммуникабельность, на лидерство, на сплоченность коллектива, и т.п.

Лекция.

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. 

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека.

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога (семинар).

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, осознание себя в структуре общественных отношений.

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы – расширяет знания путем обмена информацией.

Защита проекта. Соотнесение личных интересов с общественными, предложения новых идей и их решения.

Конференция.

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол.

Коллективная работа по отыскиванию решения проблемы. Игра «Вопрос – ответ».

Итоговое занятие.

Тестирование на выявление знаний пройденного материала.

Игра – путешествие. Отчет выпускников творческих объединений, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания.

 

Активные методы обучения подразделяются на методы: начала занятия, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа занятия.

 

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для обучающихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего объединения.

 

Исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В основе реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести обучающихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание обучающихся.

 

Эффекты применения АМО для обучающихся

 

Становление и развитие у обучающихся универсальных навыков:

- способность принимать решения и умение решать проблемы,

- коммуникативные умения и качества,

- умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,

- умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества,

- повышение интереса и мотивации к обучению у учащихся,

- изменение в положительную сторону отношения обучающихся к педагогу и к образовательному процессу.

 

Активные методы обучения – «за» и «против»

За

Против

АМО развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде.

 

Интерактив снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности.

 

 

Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 

 

Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность.

 

Все оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

 

Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Даже интерактивные методы не способны преодолеть не желание ребенка участвовать в процессе обучения.

 

 

 

 

Для некоторых детей АМО предстают чем-то, что разрушает их представление о процессе обучения, что доставляет внутренний дискомфорт.

 

Для некоторых детей работа в группе с применением АМО – способ ничего не делать.

 

Если педагог в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в анархию.

 

Увлечение активными методами может увести от главного – получение знаний по конкретному вопросу.

 

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

 

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 

Оксана Алалыкина, методист Центра детского творчества города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Использованная литература:

-  Смолкин А. М. – Методы активного обучения. М., 1991.

-  Балаев А. А. Активные методы обучения. – М., Профиздат, 1986.

-  Панина Г. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для  студ. высш. учеб. заведений /Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 - Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО. Петрозаводск: Verso, 2012.