Английский язык, русский язык, литература - непрофильные дисциплины в классах при механико-математическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (далее – мехматовские классы). Отсюда - низкая мотивация к их изучению у большинства учеников. Мы предлагаем педагогические модели, позволяющие сделать успешным процесс обучения школьников профильных мехматовских классов непрофильным дисциплинам, а также методы и приёмы, способствующие повышению мотивации учащихся.

 

  1. Уроки английского языка в мехматовских классах.

Первое важное условие успешного преподавания английского языка в нашей школе - особенное деление учащихся на группы. «Мехматовцы» набираются в школу №171 с 8 класса, тестируясь только по математике и физике. Как следствие, в один класс приходят дети с разным уровнем английского: кто-то из спецшкол с углубленным его  изучением, а кто-то только начинает изучать язык как второй иностранный. Поэтому мы не работаем по программе, единой для всех учащихся, не собираем их в одной так называемой “multi-ability group”, где собраны ученики с разными уровнями владения языком. Напротив, в нашей школе «мехматовцы» разбиваются на две группы разных уровней, в одной группе собираются люди с приблизительно равными возможностями. Естественно, мы не выбираем учебник по принципу «средней температуры по больнице», ведь в результате будут недовольны все: одним слишком легко и поэтому скучно, другим слишком сложно и в результате тоже скучно. В разных группах подбирается основной учебник единой программы и дополнительный - соответствующего уровня.

Второе, не менее важное, условие преподавания английского языка для «мехматовцев» - это поиск точек соприкосновения математики и языка, т.е. на уроках важно дать детям понять, что английский настолько универсален, что может интегрироваться и с математикой.

 

Рассмотрим конкретные примеры из опыта работы.

Английский язык, 8 класс, тема урока: «Outstanding people of Great Britain». Нам кажется уместным в «мехматовских» классах говорить о математиках из Англии: например, Августа Ада Лавлейс - дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Она занималась вычислительной математикой и вычислительной техникой как первая программистка. Знаменитый писатель Льюис Кэролл был также известным математиком.

 

Английский язык, 9 класс, тема урока: «Art: cubism and surrealism» и геометрия, тема «Геометрические тела и фигуры. Симметрия и ассиметрия». Урок, объединивший в себе эти темы, помогает учащимся увидеть и понять, что симметрия встречается не не только в математике, но и в изобразительном искусстве. Здесь же школьники изучают активную лексику: «triangule», «square», «petagon», «trapezium», «cone» и т.п. 

 

Английский язык, 10 класс, тема урока: «Egyptian pyramids». На уроке основная деятельность - работа с текстом, посвященным строительству пирамид, поэтому здесь мы предлагаем учащимся в качестве домашнего задания рассказать о  математических действиях - cложении и вычитании, умножении и делении, возведении в степень, извлечение корня (Operations in maths. Addition and subtraction. Multiplication and division. Involution and evolution) на примере хода строительства египетских пирамид.

 

Английский язык, 11 класс, тема урока: «Types of onditionals». У «мехматовцев» развито абстрактное мышление, они легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей, поэтому тему «Типы условных предложений», как и другую грамматику, мы даём в привычном для математиков варианте: [will+V1][if +Present Simple],[would+V1][Past Simple], [would+have+V3][Past Perfect]. Здесь же дети учатся чтению формул (Reading formulae).

 

Третьей составляющей успешной работы учителя английского языка в профильных математических классах является учёт таких индивидуально-типологических особенностей «мехматовцев», как логическое мышление и аналитико-дедуктивные способности. Поэтому мы выбираем такие виды познавательной и практической деятельности как исследовательский практикум и исследовательский семинар (где подростки защищают свои проекты на английском языке), конкурсы (ораторского мастерства; переводов; составления поэтических произведений по предложенным схемам рифм), диспуты и конференции (где требуется способность отстаивать свое мнение и убеждать оппонентов в правильности своей позиции).

 

Результативность.

У учащихся «мехматовских» классов повышается интерес к английскому языку, возрастает активность и работоспособность, развивается память и речь, возрастает и темп учебной деятельности. Все сдающие ЕГЭ набрали в 2016 году от 93 до 98 баллов, все выпускники-«мехматовцы» поступили в вузы на специальности, связанные с математикой и английским языком.

 

2. Русский язык в мехматовских классах.

Некоторые методы сравнения, анализа и проектирования, используемые на уроках русского языка и литературы, взяты из точных наук. Поэтому знакомые по урокам математики и физики методы и приемы не вызывают удивления, а позволяют успешнее овладеть предлагаемым к изучению материалом.

 

8 класс.  На уроках русского языка новый материал, данный в учебнике в виде правила, представлен в виде таблиц и схем. Контроль  за усвоением ЗУН по теме на уроках русского языка проводится в форме тестов и цифровых диктантов. Например, тема «Второстепенные члены предложения».   Учитель условно обозначает каждый второстепенный член предложения цифрами: 1-дополнение, 2 – определение, 3 – приложение, 4 - обстоятельство. Учитель читает текст, обращая внимание (интонационно) на те или иные члены предложения. Ученик записывает соответствующую цифру. Тесты предлагаются в формате ОГЭ, где необходимо выбрать один вариант из четырех. Традиционными остаются диктанты, изложения и сочинения по русскому языку. Однако и тексты для изложений могут быть подобраны на соответствующие темы.

 

9 класс. Основная подготовка к экзамену в формате ОГЭ по русскому языку  начинается с 8 класса. Ведь основной материал в тестовой части по пунктуации – это учебный материал 8 класса. В 9 классе добавляется лишь материал по сложному предложению. Формы контроля за освоением теории могут быть такие же, как и в 8 классе. Но работа с текстом изложения претерпевает некоторые изменения. Формы компрессии, используемые при написании изложения, могут быть представлены в виде алгоритмов. Несомненно, для каждого класса алгоритм подготовки свой. Отрадно осознавать, что учащиеся профильных математических классов, принимая предлагаемую им модель, вносят свои, индивидуальные корректировки, что, в конечном счете, и ведет к блестящим результатам. В 2013-2014 учебном году учащиеся 9 мехматовского класса на ОГЭ по русскому языку продемонстрировали 100% качество обученности.

 

10-11 классы. Усиленная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание 1 предлагает тексты по многим научным дисциплинам, в том числе по математике и физике. Учащиеся,  выполняя это задание, используют свой собственный научный потенциал. Метод моделирования знаком учащимся по работе с текстами в 9 классе. Здесь он используется при выполнении задания 25. По сути своей, интерпретирование  предложения (предложений) в задании в 15.2 на ОГЭ – это уменьшенная модель сочинения в ЕГЭ. В 2015-2016 учебному году учащиеся 11 мехматовского класса показали высокий уровень знаний: средний балл по классу -  85,5; двенадцать человек – от 90 до 99; один человек – 100 баллов.

 

3. Литература в мехматовских классах.

В отличие от русского языка, где есть свои закономерности, литература – единственный, на наш взгляд, субъективный предмет. Действительно, литература говорит о душе и для души. Восприятие одних и тех же  произведений в разном возрасте тоже свое, индивидуальное. Поэтому и подходы к изучению того или художественного произведения могут быть различны.

 

8-9 классы. Сравнительно-сопоставительный анализ художественного произведения можно представить графически. Особенно это уместно, если произведения русской литературы изучаются с учетом компаративных связей отечественной и зарубежной литератур
(«Жакерия» П.Мериме – «Капитанская дочка» А.С. Пушкин, «Паломничество Чвайльд Гарольда» Дж. Г. Байрон – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин).

 

10-11 классы. Изучение произведения в контексте творчества самого автора, или в контексте отечественной литературы, или в контексте мирового литературного процесса, начатое еще в средних классах,  можно разделить на несколько этапов, каждый из которых предполагает использование различных методов и приемов: информационно-познавательный, оперативно-деятельный и оценочно-ориентированный. При таком поэтапном подходе учитываются не только индивидуальные особенности подростков, но и развиваются разнообразные формы деятельности. При таком исследовательском подходе в предпрофильных классах, учащиеся профильных 10-11 классов представляют собой уже саморазвивающуюся личность, способную сформулировать собственные научные интересы и проявить достаточную инициативу для достижения желаемого результата. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что проектная и исследовательская деятельность в школах, столь популярная в последнее время, позволяет выпускникам иметь в запасе еще несколько баллов, учитывающихся при поступлении.

 

Ирина Бердникова, учитель английского языка

Мария Гай, учитель русского языка и литературы 

школы №171, школьное отделение №15 «Школа 54», Москва