Я попросила уточнить, что значит «такого»?

«Там нет концлагерей, печей крематория, расстрельных рвов… Нет ничего страшного…» - пояснил он мне.

Как же так? А разве быть свидетелем сожжения книг, разгрома витрин еврейских магазинов не страшно? Разве не страшно скрывать в своем доме еврейского юношу, вздрагивать от каждого стука в дверь (несмотря на то, что ты герой Первой мировой войны)? А жить в подвале два года, смотреть в нарисованное на стене окно и не иметь возможности любоваться солнцем и звездами? Разве не страшно?

Я попросила учеников поставить себя на место Макса – еврейского юноши, вынужденного скрываться в доме друга своего отца после погромов «Хрустальной ночи». Как сохранить интерес к жизни и надежду на спасение, если по радио передают, что немцы уже под Москвой? Для него не будет будущего, если Германия победит.

Знаю точно, что мои ученики никогда не скажут, что «Холокост – это клей для обоев», как героини одноименного документального фильма Мумина Шакирова. Но достаточно ли только знать, что такое Холокост? Может ли знание служить гарантией человечности? Думаю, что при изучении трагедии Холокоста очень важно пережить эмоционально эти события через просмотр художественных и документальных фильмов, исполнение музыки и стихотворений, постановку спектаклей.

«Что такое человек?», «Где предел человеческой жестокости?», «Как один народ может хладнокровно уничтожать другой только по национальному признаку?»  - вопросы, на которые трудно ответить не только детям, но и взрослым. Прожив вместе со своими героями события Хрустальной ночи, гонения на евреев, жизнь под чужим именем, гетто и концлагерь, юные артисты, принимавшие участие в постановке спектаклей «Такая музыка была…» по книге Исаака Подольного и «Мальчик в полосатой пижаме» по одноименному роману Джона Бойна прочувствовали глубину трагедии Холокоста. Только так, через катарсис, по мнению Александра Григорьевича Асмолова, академика Российской академии образования, можно воспитать личность, способную к сопереживанию и пониманию чужой боли и страдания.

На мой взгляд, очень продуктивной формой работы по изучению темы Холокоста является участие в Международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности». В этом году победитель конкурса среди школьников из Саратова в своей работе «Психология Холокоста» сравнила психологию победителей и побежденных; старшеклассница из Республики Беларусь сделала сравнительный анализ учебников по отечественной истории России, Украины и Беларуси на предмет отражения в них истории Холокоста; а десятиклассница из города Опочка Брянской области рассказала о Холокосте на примере четырех судеб: жертвы, палача (полицая из местных жителей), стоящих в стороне и спасителя (Праведника народов мира).

Работа с архивными документами, справками, учетными карточками, воспоминаниями, дневниками, письмами позволяет учащимся самим делать выводы и давать оценку событиям прошлого. Так, трагедия в Кировограде, положение детей на оккупированной территории Беларуси, восстановление памятника на месте массового расстрела евреев в Минеральных Водах и установление имен погибших в селе Сенгилеевское Ставропольского края стали для участников конкурса не только темами исследовательских работ, но и поводом проявить свою гражданскую активность, обратиться к местным властям за помощью в деле увековечивания памяти о жертвах Холокоста.

Работы вологодских школьников об участии вологжан 100-й и 286-й стрелковых дивизий в освобождении узников Аушвица стали результатом участия школ Вологодской области в проекте Центра «Холокост» «Освобождение Аушвица (Освенцима) – уникальный пример межнациональной толерантности». С помощью рассекреченных документов, журналов боевых действий, донесений, воспоминаний очевидцев, статистических отчетов девятиклассница из Вологды развенчала существующие мифы об освобождении концлагеря. Систему учета узников изучила старшеклассница из Самары.

Конкурс показал, что школьники могут очень доступно и эмоционально раскрыть трагедию Холокоста с помощью средств художественной выразительности. Победителями в номинации «Творческие работы» стали ученицы из Калининграда и Калужской области с рассказами «Не такие» и «Я живой», а также юный художник их Армении с картиной «Новая жизнь».

Очень интересную, на мой взгляд, коллективную работу представили гимназисты из Архангельска. Они создали сайт «Памяти Холокоста», на котором разместили акварельные комиксы, посвященные Янушу Корчаку, анимационный ролик «Осознание Холокоста», двадцатиминутный видеодайджест «Отражение Холокоста в кинематографе», серию рисунков по мотивам альбома «Последний поезд» архангельского художника Евгения Тенетова, специально созданную для сайта.

Несколько работ школьников было посвящено анализу антисемитской пропаганды на оккупированных территориях. Старшеклассники из Брянска и Орла, изучив содержание газет, издававшихся в 1941-1943 годах в этих регионах, пришли к выводу, что с помощью пропаганды можно так обработать сознание жителей, что они будут равнодушно наблюдать за уничтожением своих соседей-евреев, только потому, что они евреи.

Именно поэтому такое значение пропаганде уделялось в нацистской Германии и первым актом, лишающим людей возможности мыслить и самостоятельно принимать решения, стал акт сожжения книг.

Размышляя над содержанием фильма «Воровка книг», мои ученики пришли к выводу, что только через чтение книг, постижение культуры прошлого и настоящего можно стать человеком, способным противостоять любой пропаганде, способным мыслить и сострадать, в любой ситуации оставаться Человеком. И я полностью согласна со словами Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш, что ни при каких обстоятельствах нельзя молчать или оставаться безразличными, когда страдают люди. Хочу, чтобы и для моих учеников эти слова стали девизом их жизни.

 

Светлана Тиханкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №20» Вологды