В английском, аналитическом языке связующую и разъяснительную роль несут предлоги, служебные слова, а не падежные окончания и приставки. Конструкцию из пяти-семи существительных подряд, где любое существительное может оказаться глаголом, прилагательным, не меняя притом своей формы, трудно понять без подробных объяснений. Вот заголовок: Trump President Elect Race Challenge End Analysis Failure. В таких случаях начинаем толковать смысл и варианты перевода с последнего слова и пытаемся сложить осмысленное предложение на своем языке.

Любую грамматическую тему можно объяснить понятно при условии, что мы не будем изо всех сил бежать вперед, стараясь успеть за учебным планом. Наша задача – научить, закрепить, а уж потом идти дальше. Один класс воспримет объяснения с первого раза, с другим придется не раз повторить тему. Мой опыт показывает, что многих трудностей можно избежать при соблюдении двух условий. Нельзя объяснять грамматическую тему в английском языке, опираясь на русский язык. Школьники еще изучают родной язык, их знаний недостаточно для того, чтобы пытаться сравнивать его с иностранным языком. И не надо давать упражнения – перевод с русского языка. Хрестоматийный пример – предложение «Дождь идет». Дети автоматически переводят его как Rain goes или даже Rain go, хотя знают правильный вариант It is raining.

 

Купите грамматику на английском языке. Хороших учебников много. Можно выбрать такой, который вы будете часто использовать на уроке, а можно приобрести взрослое пособие для себя, обязательно с ключами (ответами). Когда-то я купила две книжки, обе Oxford University Press. “A Basic English Grammar with Exercises and Keyby John Eastwood & Ronald Mackin – для себя и работы со студентами, со взрослыми; “Grammar Fourby Jennifer Seidl – для школьников. Первая книга стоила 11 рублей, вторая 30, что сегодня непредставимо. Я много раз рассказывала об этих пособиях, показывала их коллегам и родителям учеников. Те закупали учебники на целые классы и позднее сообщали мне о неизменно положительных результатах их использования в процессе обучения. Дети, занимающиеся по красочной веселой книжке, даже урок начинали с радостных криков: «Ура, сегодня у нас опять грамматика!» Конечно, существует много других полезных книг. Важно выбрать те, которые подходят именно вам.

 

Определите, какая тема вызывает сложности. Начинаем обычно с артикля. Чем младше ученики, тем сложнее объяснить им само понятие. Почему перед некоторыми существительными должно стоять это коротенькое словечко? Почему нет четких правил его употребления? Давайте для начала уясним простое правило для себя. Если мы мысленно можем поставить перед существительным числительное «один», обычно требуется неопределенный артикль. Если мысленно можем подставить слова «тот, та, который», то нужен определенный артикль. Пример: He is a boy (один мальчик). The boy (тот, которого я вижу) is Peter. Позднее, когда учащиеся запомнили сам факт существования артикля в английском языке, мы вводим новые темы, например, изучаем имена и названия, перед которыми артикль практически всегда ставится (реки) или не ставится (озера). На всякий случай полезно поискать объяснения исключений по интернету на английском языке. Названия городов артикля не требуют, кроме голландского города the Hague. Википедия даст интересное объяснение, почему так произошло.

 

Квази-сложные темы. За годы работы в школе у меня сложилось четкое убеждение в том, что некоторые темы нужны лишь для административных контрольных. Современные дети, которые постоянно посылают друг другу сообщения типа LOL = Laugh Out Loud, ICU L8R = I See You Later, не будут выстраивать громоздкие конструкции Mixed Conditionals, Future in the Past, Past Perfect Passive. В живой речи их встретишь не часто. Американские преподаватели говорят о том, что временная форма Past Perfect начала выпадать из употребления. Мне кажется, с некоторыми темами нужно знакомить, но тренировать стоит больше на живые сочетания, на коммуникацию. Объяснили понятие Continuous, привели сложные примеры: I was being clever. Сумели добиться понимания роли служебных глаголов to be, to have. Помогли разобраться с невоспринимаемыми поначалу конструкциями I have been having fun, A good time has been had by all. Иными словами, научили различать, где актив, где пассив и так далее. Остальное берется практикой, чтением, общением.

 

Сколько в английском языке времен? В любом языке три времени - прошлое, настоящее и будущее. Строятся они по-разному. В английском насчитывается 16 временных форм. В разговоре используется меньше. Как и в русском, пассивные конструкции более характерны для научной, официальной речи; условные предложения класса Conditional 3 чаще встречаются в литературе, чем в разговоре; модальные глаголы можно разделить на группы по частотности употребления. Сложная грамматика оказывается не такой уж и трудной, если подойти к ней разумно. Старшеклассникам полезно просто сообщать, что вот эта форма требуется для того, чтобы они учились отличать, например, пассивную конструкцию от активной; а друга форма используется в повседневной, особенно молодежной речи. Если дать базовые опорные предложения в качестве таблицы примеров, к которой учащиеся могут обращаться при необходимости, то постепенно все формы запомнятся и не будут вызывать проблем. Давайте посмотрим на образцы, а потом составим требуемые по теме таблицы сами. Предложим школьникам самостоятельно составить отрицательные предложения, предварительно записав их для себя.

 

Active – Passive.

People speak English – English is spoken by people.

People spoke English – English was spoken by people.

People will speak English – English will be spoken by people.

 

Conditionals.

  1. If you give me this, I will give you that.
  2. If you gave me this, I will give you that.
  3. If you had given me this, I would have given you that.

 

Создаем свои пособия. Несколько лет назад я сделала грамматику-игру по основным темам в PowerPoint. Поначалу я предполагала использовать ее только в младших классах, но ученики выпускного класса, придя на урок и увидев на электронной доске забавное упражнение, попросили меня показать им пособие – и очень увлеклись им. Мы повторили с ними все основные темы к экзаменам, пользуясь исключительно данной презентацией. Конечно, по ходу дела я дописала недостающие сложные темы. Когда поделилась с коллегами, проводя курс повышения квалификации, они попросили дать им копии и позднее доложили о прекрасных результатах, причем в любых классах. Пример можно увидеть в прикрепленном файле.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

 

Все выпуски рубрики "Мудрый совет".