Не случайно в английском языке существует специальный термин spelling, то есть написание по буквам. «How do you spell it?» – такой вопрос часто приходится слышать и задавать любому носителю языка. «Меня зовут Шиван», - представляется гостья. S-i-o-b-h-a-n. Siobhan. Любое новое слово, имя, название требуется давать не только на слух, но обязательно писать буквами и приводить транскрипцию.

Много лет я даю одинаковый ответ на вопрос, почему нужно всегда проверять написание и произношение. В английском языке мирно сосуществуют глаголы speak /spi:k/ и break /breik/; если бы мы руководствовались написанием, то произносили бы их с одним и тем же гласным звуком.

Мнения специалистов о том, какого минимального словарного запаса достаточно для общения, расходятся. Одни называют 700, другие 3000 слов. То есть, проучившись в начальной школе и пройдя трехлетний курс английского языка, школьники в идеале должны усвоить необходимый для чтения, письма, понимания на слух и говорения минимум в 700 слов. Старшеклассники должны показать способность свободно общаться на уровне 3000 слов. Как мы знаем, на деле бывает так, что ни школьники, изучающие иностранный язык в течение девяти-десяти лет, ни студенты, продолжающие изучать его четыре-пять лет, не говорят и не понимают иностранную речь. В значительной мере это происходит потому, что часть учителей ведет уроки по-русски, педагоги не берутся говорить по-английски без подготовки. Некоторые не умеют передать учащимся основное умение: использование иностранного языка как инструмента общения и получения новой информации. Вокабуляр, vocabulary, - это и запас слов по отдельной теме, и общий набор лексики в арсенале ученика.

Как учить лексику? Дети легко запоминают образ нового слова, им полезно, например, показывать картинку вместе с подписью и транскрипцией. Вот фотография кукол, к ней подпись: dolls /do:lz/

 

Beginner-Elementary. С младшими детьми хорошо работают простые приемы, помогающие запомнить лексику и сделать уроки более увлекательными. Можно предложить школьникам писать каждую букву своим цветом, а также находить картинки и подписывать их. Можно записывать каждое новое слово другим цветом. Более сложный вариант, который хорошо идет в 5-7 классах, - использование разных цветов для обозначения частей речи. Ученики пишут новые слова в словариках, используя цветные карандаши, ручки и фломастеры, предварительно определив, например, что все глаголы будут синими, а все существительные зелеными. Или вы совместно решаете, каким цветом обозначить начальную букву каждой части речи, обязательно записываете цветовую схему на первой странице тетрадки и потом следуете ей. Дети, страдающие дислексией, дисграфией, довольно быстро изживают эти препятствия к нормальному обучению, набирая слова на компьютере разными цветами.

 

Elementary-Intermediate. Подростки более уверенно пользуются техникой и с вашей помощью понимают, что ИКТ можно использовать не только на уроках информатики и не только на родном языке. Новую лексику можно вводить с помощью справочных сайтов, таких, как The Free Dictionary. Если есть возможность, открывайте главную страницу на электронной доске, вводите любое новое слово в поиск. Перед классом появятся различные значения языковой единицы, объяснения и примеры, иллюстрации. Помогите школьникам выбрать среди многих значений то, которое нужно для данной темы. Большинство слов в английском языке имеют множество значений, очень развита полисемия. Английский язык относится к типу аналитических, то есть в нем давно практически исчезли окончания, нет склонения, спряжение глаголов существует лишь частично. Правильные глаголы оканчиваются на ~ed. Неправильных глаголов около 200, их надо постепенно заучить. Стоит предупредить ребят, что существуют различия между британским и американским английским. Например, американцы превратили некоторые неправильные глаголы в правильные. Англичане говорят shine – shone, американцы shine-shined. В американском английском также упрощено написание некоторых слов, скажем, дорожные знаки указывают: thru traffic (through).

 

Немедленная активация. Activation. Новую лексику нужно сразу активировать, то есть показать, как она употребляется в речи. Если просто привести список из двадцати или пятидесяти новых слов, дать задание выучить их наизусть, а потом провести диктакт, результат будет обманчиво хорошим. Вы пойдете к следующей теме, дадите новый пласт лексики, процесс заучивания повторится. Проверьте предыдущую тему через неделю или две, и вы убедитесь: практически никто ничего не помнит. Объяснив значение новой лексики, написав слова на доске и проверив, что они записаны в тетрадях, дайте классу выполнить небольшие упражнения. Пусть парами составляют предложения и короткие диалоги. Приведите примеры из книг, из песен или фильмов. Где набрать материал, как не перегрузить себя дополнительной работой, на которую нет времени? Используйте интернет. Читая книгу в оригинале или смотря любимый сериал, вы можете заметить слова и выражения, которые только что встречались в теме. Запишите примеры, поделитесь с детьми и предложите им сделать то же самое. Определите систему поощрения, один-два дополнительных балла за каждый пример. Устройте небольшое соревнование, которое легко повторять в течение четверти и всего учебного года. Суммируйте баллы, выделите победителя, придумайте поощрение. Это может быть дополнительная «пятерка», похвала перед классом или освобождение от одного домашнего задания.

 

Стимулируйте чтение в оригинале. Важно помнить: если вы сами ничего не читаете в оригинале и не можете привести школьникам конкретный пример, назвать вашего любимого автора или того писателя, который вас чем-то привлек, вы не убедите детей в полезности чтения. У меня был целый класс, который буквально запоем читал подряд все книжки о Гарри Поттере. Чем я их заинтересовала? Услышав, как двое мальчиков обсужадют на перемене юного волшебника, я мимоходом заметила вслух: «Интересно, вы говорите по-русски Гарри, а я читаю в оригинале и знаю, что его зовут Harry /’hæri/. А вы знаете, что означает его фамилия? А название улицы?» По-английски улица, где живет Гарри, называется Privet /’prɪvɪt/ Drive. Увидев написание, школьники очень веселятся, потому что на первый взгляд они видят знакомое слово «привет». Английское название распространенного вечнозеленого кустарника, который часто используется в качестве живой изгороди, произносится с ударением на первом слоге. Краткий экскурс в историю закрепляет незнакомое обозначение в памяти детей. Вообще любое небольшое объяснение, смешная история, иллюстрации помогают усваивать новый материал. Сегодня, используя ИКТ, мы можем добавлять аудио и видео материалы, новости к любой теме.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

 

Все выпуски рубрики "Мудрый совет".