Основные задачи:

1.      Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы, прекрасного настроения и социализации.

2.      Овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками.

3.      Приобретение необходимых знаний и развитие творческих способностей по разделу «Бадминтон».

4.      Формирование здорового образа жизни.

5.      Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их для отдыха, тренировки, повышения работоспособности (как умственной, так и физической) и укрепления здоровья.

6.      Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

7.      Вовлечение во внеурочную деятельность для повышения спортивного мастерства, формирования целостного представления о виде спорта «Бадминтон».

Система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его дальнейшего самоопределения в жизни. Исходя из задач физического воспитания, учитель должен ориентировать свою деятельность на физическое и духовное совершенствование школьников, развитие их творческих способностей, формирование потребностей в  систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств. Школьники же в свою очередь, должны уметь творчески применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, вовлекать в этот процесс других учащихся.

Занятия бадминтоном помогают гармоничному развитию личности школьника, обогащают развивающийся организм новыми движениями, навыками и впечатлениями.

Углубленное изучение бадминтона связано с региональными возможностями проведения соревнований, со спортивными приоритетами школы

Данная программа имеет три раздела, которые описывают содержание занятий по бадминтону в 1-4 классах, 5-9 классах, 10-11 классах. Учителю необходимо понимать физиологические особенности развития ребенка в каждом конкретном возрасте.

 

Основные закономерности возрастного развития и совершенствования физических качеств детей на этапах обучения бадминтону и легкой атлетике в школе

Программа по бадминтону реализует принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в статье 3 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ. Рекомендуемая направленность процесса обучения связана с синсетивными (благоприятными) фазами возрастного развития школьника. 

 

1-4 класс (7-10 лет). Этап предварительной подготовки.

Это оптимальный возраст для начала предварительной подготовки, как для мальчиков, так и для девочек. В данный период необходимо уделять пристальное внимание правильному выполнению базовых технических элементов, так как значительно легче правильно обучить, чем в дальнейшем переучивать, исправлять технику ударных движений и передвижений по площадке. У детей данного возраста преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст благоприятен для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений - основное требование к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут освоены сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается устойчивое внимание. Для его поддержания следует создавать на уроках позитивный эмоциональный настрой, используя игровые и соревновательные формы ведения урока (эстафеты, забеги и так далее), оценивая действия каждого ребенка, применяя метод поощрения. Для детей этого возраста свойственно конкретное образное мышление, поэтому на занятиях особенно важен доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей 7-10 лет еще достаточно легкий костный скелет и несильно развиты мышечные группы, это обеспечивают хорошую подвижность, облегчает процесс разучивание движений, необходимых для формирования базовой техники игры в бадминтон.

 

5-9 класс (11-15 лет). Этап базовой подготовки.

В 12 лет у девочек, в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12-13 лет, у мальчиков до 14-15 лет, с возрастом прирост останавливается. В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет, у мальчиков 14-15 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности за счет увеличения систолического объема крови, но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком к максимальному потреблению кислорода или равном ему. Поскольку в 9-10 лет у девочек и в 10-12 у мальчиков содержание гликогена в мышцах невысокое (в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, низки адаптационные возможности к работе анаэробного характера. С 10-11 лет у девочек и с 12-13 у мальчиков начинает медленно нарастать результат в тестовых и соревновательных упражнениях (это связано с медленным, но уверенным увеличением мышечных запасов гликогена). В начальной фазе полового созревания увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-12 у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются. В 10-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 11-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энергозатрат и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 11-12 лет и у мальчиков 13-15 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста мышечной массы у девочек 11-12 лет и у мальчиков 3-15 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. К окончанию этого этапа у учащихся должна быть сформирована достаточно хорошая техника и показаны хорошие результаты по тестовым упражнениям, должна быть также приличная скоростно-силовая подготовленность и знание теоретических и практических основ для дальнейшего развития.       

10-11 класс (15-17 лет). Этап углубленной подготовки.

  Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет

Высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 17 лет, массы тела - до 18 лет. Пик прироста массы тела происходит в 15-16 лет, с ним совпадает увеличение массы сердечной мышцы. Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности и скорости передвижения имеют место в 14-16 лет и длятся до 18 лет (достигая максимума). Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируется в период с 14 до16 лет. Высокие темпы прироста скоростно-силовых способностей наблюдаются в 14-16 лет, пик прироста - 17-18 лет. Реализация силовых потенций зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Этот период является оптимальным для развития специальной взрывной силы ударных движений. 

Особенности возрастного развития девушек 12-17 лет

Наблюдается одновременное увеличение сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпа роста массы тела происходит до 12-13 лет. До начала менструального цикла быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. Затем она продолжает медленно увеличиваться до 15 лет. Систолический объем крови достигает максимума к 14 годам. Пик прироста гликолетическрй мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Оптимальный период развития силы - 12-14 лет. В течение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы, в связи с прекращением роста мышечной массы темпы роста силовой выносливости замедляются. На протяжении всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно, вначале за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет. Использование средств для развития специальной силы (тренажеры, упражнения с отягощениями) обеспечивают ее прирост параллельно с увеличением мышечной массы. Если не прибегать к данным средствам физического развития, результат будет оставаться прежним или, как это происходит в большинстве случаев, ухудшится.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Бадминтон в 1-4 классах

Неконтактный, не затратный на начальном этапе развития, индивидуальный, что многим очень нравится, так как можно рассчитывать только на свои силы, вид спорта. Очень азартный, не требующий от учащихся начальной школы больших энергозатрат и мышечных усилий. Подводящие упражнения к игре понятны, достаточно просты уже для детей 5-6 лет, и, естественно, не вызывают затруднений у учащихся начальной школы. Тем не менее уроки бадминтона решают физкультурно-оздоровительные и воспитательные задачи с акцентом на разностороннюю, гармоничную и творческую личность, за счет получения новых двигательных умений и знаний.

Цели начального курса - ознакомить с основами бадминтона, заинтересовать детей, мотивировать на дальнейшее обучение данному виду спорта, и, исходя из вышеперечисленных задач, формировать гармонично развитую, творческую и активную личность.

Основные задачи начального курса освоения программного материала  по бадминтону:

- улучшение состояния здоровья и закаливание,

- устранение недостатков физического развития,

- привлечение наибольшего числа детей к занятию бадминтоном,

- привлечение к здоровому образу жизни,

- изучение техники основных ударов и подач в бадминтоне (короткая, дальняя подача, дальний укороченный удар, удары в передней зоне площадки, техники передвижения по площадке),

- развитие у детей аэробной выносливости, быстроты, силовых и координационных способностей, соответствующих из возрасту,

- овладение минимумом теоретических знаний по бадминтону,

- воспитание морально-этических и волевых качеств личности, становление спортивного характера,

-  выявление и дальнейшее развитие особо одаренных детей на основе антропометрических  двигательных критериев.

Программный материал по бадминтону для начальной школы, в том числе сетка часов для занятий в начальной школе (8-12 часов), программный материал с углубленным изучением – в прикрепленных файлах.

 

Программный материал по специальной физической подготовке включает в себя упражнения, характерные для игры в бадминтон, как в облегченном варианте, так и с легкими отягощениями (только в том случае, если физподготовка ребенка позволяет это). После освоения учащимися правильных замахов при исполнении ударов сверху, сбоку, снизу, можно имитировать удары, увеличивая скорость их исполнения. Начиная с 3 класса при имитации ударов можно использовать марлевый чехол или чехол, закрывающий обод ракетки. При этом используется сопряженный метод, когда имитация с отягощением сразу же выполняется с обычной ракеткой.

Выполняются удары сверху 5 раз, число серий - 2-4.

Удары сбоку 8 раз, число серий - 2-4

Удары снизу 6 раз, число серий - 2-4

С возрастом число поворотов в имитациях увеличивается, как и число серий, и зависит от подготовленности учащегося.

 

Программный материал по технической подготовке имеет огромное значение и включает в себя технику ударных движений и перемещений по площадке. Обучая технике детей 1-4 классов, особенно 1-2 классов, необходимо помнить об их быстрой утомляемости и исходя из этого, упражнения с воланом необходимо чередовать с подвижными играми, спортивными играми по упрощенным правилам, эстафетами.

На первом году учат правильному хвату ракетки (открытый, закрытый) и смене хвата с помощью работы пальцев рук. Применяемые упражнения: различные жонглирования воланом открыто или закрытой стороной ракетки. Подача высокая и короткая открытой стороной ракетки. Поднимания ракетки с пола двумя пальцами и последующим обхватом остальными. После освоения подачи правильность можно контролировать с помощью попадания в мишень или квадрат площади, постоянно уменьшая зоны для попадания.

Во 2-3 классах можно приступать к обучению подаче закрытой стороной ракетки (можно и раньше, с 1 класса, если класс физически и технически готов к этому). При обучении ударам сверху можно использовать волан, подвешенный на чем-либо, имеющемся в зале. Для правильного усвоения техники ударов, кроме воланов, можно использовать пластмассовые мячи для бадминтона (набрасывать их можно как самому бьющему, так и партнеру, а затем поменяться местами). На каждом уроке необходимо уделять внимание разучиванию элементов передвижения и закреплению освоенных элементов. Для этого применяются различные подвижные игры или эстафеты, где передвигаться можно только каким-либо определенным способом.

В 3-4 классах передвижения включаются в каждый урок. При этом особое внимание уделяется правильной работе ног.

После начального курса обучения учащиеся, заканчивающие 4 класс, должны стабильно овладеть такими техническими элементами:

- высокая и короткая подача открытой и закрытой стороной ракетки,

- переводы по диагонали и линии,

- плоские удары при работе в паре,

- укороченный удар в переднюю зону из центральной зоны.

 

Тактическая подготовка:

- обучение основам тактики одиночной игры,

- обучение умению видеть основные недостатки в игре противника


Алексей Иванов, учитель физической культуры средней школы села Медведь Шимского района Новгородской области