Оборудование: столы, на каждом из которых лежат задания по механике, электрическим явлениям, тепловым явлениям, лотки с амперметром, вольтметром, батарейкой, ключом, резистором, проводами.

 

Игра проводится в спортзале. Участники - команды 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г» классов, которые выстраиваются так же, как на спортивной эстафете.

 

Ход игры.

  1. Ведущий:

Привет, наш юный друг, привет! Входи, тебя мы очень ждали.

Мы для тебя, наш друг, собрали познанья негасимый свет.

На непростой вопрос найдешь ответ, смелей переворачивай страницу.

Поверь, нельзя не удивиться, когда о физике нам говорит поэт.

Считают многие, что физика суха, в ней места нет романтике стиха,

Чужда она душе поэта… Не откажись от доброго совета:

Отбрось возникшие сомнения. В движенье суть! Начни движенье!

 

Мы приветствуем игроков и болельщиков и предлагаем начать движение ума и тела, так как наша игра не просто физическая, а еще и спортивная!

Давайте поприветствуем жюри, в которое вошли ученики 10 «А» класса.

 

2. I тур состоит из трех этапов

Первый этап. Каждый участник должен как можно быстрее решить задание по механике, при этом добраться до стола с заданиями он должен, прыгая на одной ноге.

Второй этап. Решаются задачи по тепловым явлениям. Бежать нужно «задом наперед»

Третий этап. Решаются задания по электричеству. Участники прыгают с мячом между ног.

Команда, закончившая первой, получает 10 баллов. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.

 

Задания

Механика

1. Турист прошел 4 км на юг и 3 км на запад. Найти перемещение.

2. Написать уравнение равномерного движения при х0 = 5, v = -7

3. Написать уравнение скорости, если поезд начинает двигаться с ускорением 0.9 м/с

4. Сколько времени падало тело с высоты 100 м?

5. На тело массой 2 кг действуют сила 37 Н и 25 Н, направленные противоположно. Найти ускорение.


Тепловые явления

1. Что заставляет пузырьки при закипании подниматься вверх?

2. Сколько тепла нужно передать 100 гр воды, чтобы нагреть ее на 10 С? Удельная теплоемкость воды 4200 ДЖ/кг град.

3. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

4. К.П.Д. теплового двигателя - 25%, полезная работа 50000 ДЖ, найти совершенную работу.

5. Почему масло испаряется медленнее, чем вода?

 

Электричество

1. Наименьшая заряженная частица.

2. Что совершается в любом источнике тока.

3. Какой ток течет по спирали лампы осветительной сети, если сопротивление лампы 100 Ом?

4. 20 лампочек, по 5 Ом каждая, соединены параллельно, найти общее сопротивление.

5. Найти заряд, если напряжение на полюсах батарейки 4 В, а совершенная работа равна 1 Дж

 

3. 2 тур - конкурс капитанов

Сборка электрической цепи по предложенной схеме на скорость. За правильно собранную цепь ставится 10 баллов плюс 4 балла тому, кто завершил работу первым.

 

4. 3 тур - конкурс поэтов:

Командам раздаются рифмы: «падение-давление», «зарядить-охладить», «линейка-скамейка», «движение-напряжение». Участникам дается 5 минут, чтобы сочинить стихотворение. Максимальная оценка - 10 баллов.

 

5. Конкурс болельщиков

Зачитываются пословицы. Болельщикам нужно объяснить их физический смысл За три правильных ответа ставится «5» в журнал.

 

Пословицы

1. От того телега запела, что давно дегтю не ела.

Смазка уменьшает трение

 

2. Горшки легко закипают через край - к ненастью.

При падении атмосферного давления жидкость кипит при более низких температурах.

 

3. Без жернова на шее дна не достать.

Дополнительный груз помогает увеличить глубину погружения.

 

4. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Так как расстояние между молекулами кусков хлеба велико, взаимодействия между молекулами нет.

 

5. Если двое возьмутся – валун с места сдвинут, если трое – на другое место передвинут.

При увеличении равнодействующей увеличивается совершенная работа.

 

6. Куй железо, пока горячее.

Раскаленное железо становится пластичным, поэтому его легче деформировать.

 

7. В мешке шила не утаишь.

У шила площадь поверхности острия очень мала, поэтому оно производит большое давление не ткань и прокалывает ее.

 

6. 4 тур - «Великие физики»

Командам раздаются карточки с фамилиями известных физиков. Участники должны рассказать об основных открытиях этих ученых. Максимальная оценка - 10 баллов.

 

Танцевальная разминка с болельщиками.

 

7. 5 тур - « Физическая пантомима»

Каждая команда с помощью мимики и жестов представляет физический закон или явление. Остальные команды должны понять, о чем идет речь. 10 баллов ставится команде, правильно угадавшей закон и команде, которая его показывала. На подготовку дается 1 минута.

 

8. Конкурс болельщиков «Занимательные вопросы».

1. Рука Будды (золотой статуи в индийском храме), которую целовали десятки лет, заметно похудела. Кто украл золото?

Прихожане. Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой частички золота.

 

2. Одна кастрюля вдвое выше другой, вторая вдвое шире первой, в какую кастрюлю войдет больше воды?

В широкую войдет вдвое больше.

 

3. В трех колбах находятся равные объемы пшеницы, бобов, гороха. Горка из каких семян окажется выше и почему?

Горка из пшеницы будет выше, так как семена имеют более шероховатую поверхность.

 

4. Как, не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньшим?

Положить его в холодильник – из-за уменьшения температуры промежутки между молекулами станут меньше.

 

5. Ученик равномерно скользит по канату. Под действием каких сил?

Силы трения и силы тяжести, равнодействующая которых равна нулю.

 

6. Почему мыльные пузыри имеют форму шара?

Согласно закону Паскаля давление газа по всем направлениям одинаково.

 

9. Презентация домашнего задания

Каждая команда показывает домашнее задание в театрализованной форме: «Урок физики через 100 лет». Максимальная оценка - 15 баллов.

 

Наталья Дресвянникова, учитель физики гимназии города Вятские Поляны Кировской области

 

Иллюстрация с сайта http://kurjer.info