Программа Ершовой А.П. «Уроки театра на уроках в школе»

 

Цели занятия:

1)                 Формирование умения создавать образ персонажа, используя средства пластической выразительности, мимики, жеста.

2)                 Закрепление понятий темы «Бессловесные элементы действия»: жест, мимика, пластика, пантомима.

3)                 Воспитание исполнительской культуры, эстетического вкуса.

4)                 Развитие творческих способностей, пластической выразительности, эмоциональности.

5)                 Раскрепощение учащихся, снятие зажимов, мышечного напряжения, развитие памяти физических действий.

6)                 Укрепление мышц рук, ног, тела, сохранение здоровья учеников, снятие монотонии учебного процесса.

7)                 Развитие  аналитических способностей.

8)                 Воспитание эмпатии, создание благоприятного микроклимата в коллективе.

9)                 Знакомство с выдающимися актерами-мимами.

 

Оборудование.

1. Карточки с изображениями различных выражений лица к упражнению «Угадай эмоцию».

2. Карточки с фразами к упражнению «Передай эмоцию по цепочке».

3. Тексты с сюжетами этюдов для пантомимы.

4. Фотографии выдающихся актеров-мимов.

5. CD-диск с музыкой Ч.Чаплина из кинофильма «Огни большого города».

6. Музыкальный центр или CD-проигрыватель.

 

I.Организация начала урока.

Приветствие. Учитель и ученики приветствуют друг друга традиционным для занятий способом при помощи жестов.

 

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы продолжим знакомство с элементами бессловесного поведения человека. А начать его я хочу с одной истории, которая произошла много веков тому назад. Итак, давным-давно в Рим к императору Нерону с визитом приехал армянский царь Тиридат. Нерон, чтобы угодить гостю, показывал все чудеса великого города, а под конец предложил выбрать в подарок, все, что только пожелает Тиридат. Царь же попросил в подарок актера-мима, на выступлении которого он присутствовал и чье мастерство потрясло армянского правителя. «В моей стране, - пояснил царь,- живет очень много народов, говорящих на разных языках, а этот актер поможет без слов выразить любую мысль, и его «язык» поймет любой, он станет универсальным переводчиком». Вы, конечно, догадались, как называется язык, которым владел древнеримский актер?

Ответ учащихся: Пантомима.

Учитель: Совершенно верно, этот язык называется языком мимики и жеста, или, иначе говоря, пантомимой. Ведь слово пантомима в переводе означает «жест и мимика». С каким из двух этих элементов мы уже познакомились на прошлом занятии? (жест). Сегодня мы поближе познакомимся со вторым элементом бессловесного действия – мимикой.

 

II. Пластический тренинг

Тренинг проводят совместно учитель и ученики в форме пластической игры.

 

Учитель:  Но прежде всего давайте подготовим наше тело, наш психофизический аппарат к творческой работе на уроке и выполним небольшой пластический тренинг, который сегодня будет в виде пантомимы. Пожалуйста, встаньте со своих мест и равномерно разомкнитесь по кабинету. Итак, давайте представим, что мы оказались перед стеклянной стеной и не можем найти выход. Ощупайте, пожалуйста, стену, попробуйте сдвинуть ее или сдвинуться сами. Найдите у двери ручку, потрогайте ее, какая она на ощупь? Холодная, теплая, горячая, или ледяная? Посмотрите, там за дверью, чудесный день, цветут цветы, поют птицы, шумит ветер. Найдите способ открыть дверь, может быть, нужно обернуть ручку невидимым платочком? Откройте нашу волшебную дверь и выйдите наружу. Оглядитесь вокруг, вдохните носом, выдохните шумно через рот, еще разок, очень хорошо! А теперь самое время отправляться на прогулку, шагаем по тропинке вперед (шаги на месте в стиле пантомимы), посмотрите, справа показался ваш знакомый, поприветствуйте его при помощи жеста, не прекращая движения вперед. Но вот вы вошли в лес, остановитесь на секунду – прислушайтесь и присмотритесь. На руку села бабочка, разглядите ее нежно, погладьте, отпустите на волю, проследите, куда она полетела. Шагаем дальше. Впереди – болото, а в болоте тонет бегемот. Скорее доставайте веревку из-за пояса, бросайте ее бегемоту и тяните его из болота. «Нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота». Вас тянет вперед в топь, отклоняйтесь назад, тяните изо всех сил… Вытянули! Молодцы. Переведите дух, посмотрите на часы – вы уже опаздываете, пора возвращаться. Бегом отправляйтесь обратно, открываем нашу стену, заходим, закрываем, еще раз ощупываем ее, чтобы не забыть, где же выход, возвращаемся в реальный мир на занятие и садимся на свои места.

 

III. Основная часть урока

Учитель: Теперь, когда наше тело готово к работе, самое время исполнить этюды, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

Ребята исполняют этюды с использованием жеста, которые они подготовили самостоятельно.

 

Учитель: Очень хорошо, я вижу, вы замечательно поняли значение жеста в нашей жизни и на сцене и научились использовать это удивительное средство выразительности в своих работах. Давайте поближе познакомимся с еще одним элементом бессловесного действия - мимикой. Что такое мимика?

Ответы учащихся.

 

Учитель: Для чего человеку нужна мимика?

Ответы ребят.

 

Учитель: Скажите, можем ли мы по выражению лица угадать, какие чувства, эмоции испытывает человек? Давайте выясни это. Я буду показывать вам картинки, а вы попытайтесь догадаться, какое чувство выражает лицо на рисунке.

Выполняется упражнение «Угадай чувство».

 

Учитель: Ответьте, пожалуйста, ребята, для чего нам нужно уметь «читать по лицам»?

 

Ответы учеников: чтобы знать, что чувствует твой знакомый, понимать друг друга, не приставать человеку, если он того не хочет, увидеть, если кому-то стало плохо и т.д.

 

Учитель: Правильно, чтобы лучше понимать других людей. Чувствовать их горе и радость, и, может быть, даже помочь в трудную минуту тому, кто не может об этом попросить словами.

Мы продолжаем занятие, и впереди вас ждет задание не менее сложное и интересное. Теперь, когда вы научились «читать по лицам», попробуем научиться передавать эмоции. Ваша задача – передать через мимику смысл фразы, восклицания, написанного на карточке, остальные ребята будут угадывать, что же вы хотели выразить.

Задание в полукруге по карточкам «Угадай эмоцию» (см. приложение 1).

 

Учитель: А сейчас мы попробуем совместить умение понимать с умением изображать. Для следующего задания делимся на команды. Первой задание выполняет команда правой стороны полукруга, прошу встать со своих мест и отвернуться всех, кроме первого и второго учащихся. Первого я прошу подойти ко мне для получения задания. Вам нужно передать через мимику чувство, написанное на карточке. Второй передает это чрез мимику следующему, и так далее по цепочке, последний член команды повторяет эмоцию и называет ее, мы проверяем, верно ли сработала команда. Вторая команда в это время наблюдает, насколько точно передается эмоция то одного участника к другому, анализирует точность передачи. Затем команды меняются ролями.

Выполняется упражнение «Передай эмоцию по цепочке» (см. приложение 2).

 

Учитель: Вы поняли, как нелегко быть мимом, актером пантомимы. Выдающихся мимов не так много, и сегодня я хочу познакомить вас, хотя бы с несколькими из них. Перед вами портреты известных актеров пантомимы. (См. приложение 4 во вложенном файле). Кого из них вы знаете?

(Ответы учащихся).

 

Учитель: Перед вами Чарли Чаплин, создавший образ незадачливого героя по имени Малыш, Марсель Марсо в образе клоуна Бипа, Леонид Енгибаров, получивший прозвище «клоун с осенью в сердце», Вячеслав Полунин, известный нам по образу забавного Асисяя. Как вы думаете, какие характеры они создавали на сцене?

Ответы учащихся: грустный клоун.

 

Учитель: Вам предстоит сейчас попробовать себя в роли грустных мимов и исполнить этюды-миниатюры на заданный сюжет. А настроение для вашего маленького спектакля поможет создать музыка. Послушайте, пожалуйста, сюжет этюда.

Зачитывается сюжет. См. приложение 3.

 

Учитель: Пока вы слушаете музыку, подумайте, как можно сыграть вашу миниатюру.

Включается музыкальный фрагмент. Идет исполнение этюдов под музыку.

 

IV. Подведение итогов занятия.

Учитель: Наше занятие подошло к концу, вы сделали еще один шаг на пути изучения выразительности бессловесного поведения человека, к познанию собственных творческих способностей, познакомились с выдающимися мимами, и, может быть, когда-нибудь, вы станете актерами пантомимы. Но, в любом случае, вам пригодится в жизни умение понимать других людей, чувствовать их беды и радости, приходить на помощь в трудную минуту. До свидания, до новых встреч на занятиях.

 

Использованная литература:

1. Алянский Ю. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. М. Детская литература, 1990 г.

 

V. Приложения.

 

Приложение 1. Фразы к упражнению «Угадай эмоцию»

 


1) Фу-у-у, какая гадость!

2) Ой, ну надо же незадача!

3) Какое счастье!

4) Ой, как страшно!

5) Ну и умора! Обхохочешься!

6) Я виноват, больше не буду!

7) Ну и ладно, я вам отомщу!

8) Пожалейте меня!

9) Давай мириться!

10) Ай-ай, больно!

11) Бр-р-р, холодно!

12) Уф-ф, жарко!

13) Спать хочется!

14) Я вам рад!


 

Приложение 2. Эмоции к упражнению «Передай эмоцию по цепочке»

 


1) Радость

2) Обида

3) Грусть

4) Ехидство

5) Печаль

6) Удивление

7) Недоумение

8) Виноватость

9) Страх

10) Боль

11) Нежность

12) Волнение

13) Беспокойство

14) Гордость

15) Заискивание

16) Гнев

17) Восторг


 

Приложение 3. Сюжеты к этюду.

 

Вариант 1.

Грустный человек сидит на стуле в комнате. Ему очень скучно и одиноко. Внезапно, он вспоминает, что в кармане пиджака у него завалялся надувной воздушный шар с прошедшего праздника. Человек, оживляется и принимается искать в карманах шарик, находит его, отряхивает, начинает надувать его, завязывать. Шар поднимает человека над комнатой, и он летит как птица, радостный и счастливый. Но вдруг шар зацепляется за люстру, лопается, и человек падает на пол, поднимается, потирает ушибленное место, поднимает остатки лопнувшего шара, жалеет его как живое существо, садится на стул в исходную мизансцену.

 

Вариант 2.

Голодный человек идет по дождливому городу, ему зябко, он поеживается. Достает дырявый зонт, открывает его над головой, смотрит, откуда течет вода, старается повернуть так, чтобы не текло на голову. Останавливается, вынимает из-за пазухи булку, принимается за еду. Внезапно замечает маленького голодного замерзшего щенка. Человек откусывает еще кусок от булки и отворачивается, но его голова непроизвольно поворачивается в сторону щенка. Человек подзывает жестом собаку к себе, приседает, отламывает кусок от булки щенку, и гладит его, стараясь зонтом прикрыть от дождя. Затем берет щенка на руки, засовывает за пазуху, и уходит, поглаживая своего нового друга.

 

Елена Ларионова, педагог дополнительного образования гимназии №35 Владимира

 

Во вложенном файле – приложение 4.

Фото с сайта http://www.liveinternet.ru