Рекомендую коллегам составлять различные упражнения на выявление трудностей, возникающих у школьников, так как это способствует более серьёзному подходу к формированию устной речи, позволяет осмысливать каждый шаг. Имею в виду в первую очередь использование виртуальных туров в процессе обучения монологической речи.

 

Используя виртуальные туры, можно предложить учащимся следующие задания, способствующие формированию монологической речи:

- Опишите местность, которую вы видите.

- Обсудите увиденное в парах.

- Составьте небольшую презентацию местности.

- Покажите предмет и опишите его.

- Назовите действия людей на картинке.

- Рассмотрите картинку и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

- Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните, почему.

- Выразите свое мнение.

- Составьте план монологического высказывания.

- Опишите своему заграничному другу местность.

- Представьте себя журналистом и расскажите о происходящем на картинке.

- Задайте друг другу вопросы и ответьте на них.

- Прослушайте утверждения и отвергните неверные.

- Прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.

- Скажите, что вы согласны с мнением преподавателя.

- Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, возразить, обратить внимание).

- Скажите, что вы поддерживаете собеседника.

- Скажите, что вы пришли к определенному выводу (заключению).

- Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.

- Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).

- Расскажите о городе, глядя на картинку.

- Составьте устное сочинение по теме.

- Дополните монологическое высказывание, выступая в роли автора.

 

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны помнить детали, давать характеристику действий, а также уметь оценивать события. Эффективность использования виртуальных туров зависит от рациональной организации занятий. В структуре урока с использованием виртуального тур можно выделить несколько этапов:

1)                 Демонстрация виртуального тура.

2)                 Обсуждение деталей данной картинки.

3)                 Составление монологического высказывания с опорой на виртуальный тур.

Упражнения во время просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, то есть монологическое высказывание.

 

При проведении уроков с использованием разнообразных форм работы по совершенствованию навыков разговорной речи я столкнулась с рядом трудностей:

-   неполные ответы на поставленные вопросы;

-   присутствие незначительных грамматических ошибок;

-   бедность лексического запаса;

- боязнь совершить ошибку, стеснительность;

- непонимание речевой задачи;

- один говорит – остальные молчат.

 

Исходя из характера трудностей при обучении монологической речи, учителям рекомендуется обращать большое внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах, добиваться от учащихся обоснованности ответов, хорошей аргументации, учить детей активно поддерживать и направлять беседу.

То есть важно научиться функционально пользоваться языком при общении с собеседником, а именно:

- вводить собеседника в ситуацию общения;

- задавать нужные вопросы, вытекающие из контекста общения;

- активно обсуждать различные варианты, высказываясь как «за», так и «против»;

- не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова;

- предлагать собеседнику выступить со своими предложениями;

- запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам и принимать его во внимание при принятии решения;

- давать контраргументы на аргументы собеседника;

Необходимо отрабатывать с учащимися разговорные формулы, которые помогут обеспечить успешное общение со сверстниками:

- если учащиеся не могут вспомнить слово или выражение, посоветуйте им не прекращать беседу, использовать такие фразы, как  Its a sort of, Its a thing you use to…, Right, True, I know what you mean, Let me think for a second, To be honest, I havent really thought about it. Thats a good question;

- учите школьников не делать больших пауз, заполнять их словами и выражениями, например, You know, You see, Well, Mmm, Would you say it again, please? Etc.

 

Преподавателям иностранного языка необходимо понимать, что компьютерные технологии предназначены для того, чтобы совершенствовать процесс обучения иностранному языку, но при этом они ни в коей мере не могут заменить учителя. Используя компьютерные технологии на уроках английского языка, учитель может больше времени уделить выполнению упражнений, способствующих стимулированию реального общения, что является целью коммуникативного подхода обучения иностранному языку.

 

Таким образом, работа учителей над формированием умений устной речи и совершенствованием навыков очень сложна и требует от учителя большой подготовленности, знания теоретических понятий, требований, умения применять эти знания на практике, а также творчества и креативности.

 

Наира Севян, учитель английского языка средней школы № 7 имени Кошевого Ф.А. поселка Первомайского Краснодарского края