Задачи

- учебные: усвоить сведения о глобализации,  актуализировать знания учащихся по глобальным

проблемам  современности на основе изученного ранее материала в других учебных курсах; акцентировать внимание учащихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом в силу их планетарного характера; выделить особенности глобальных проблем и пути их решения;

- развивающие: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- воспитательные: развитие навыков культуры общения, умений работать в группе, воспитание гуманизма, толерантности, экологической культуры, расширение социального кругозора, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении глобальных проблем современности.

 

Тип урока: изучение нового материала. 

 

Ход урока

1. Приветствие учителя:

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. Уверена, что у нас с вами сегодня все получится.

Сегодня на уроке у нас будет работать информационный центр. Думаю, его помощь нам не раз понадобится.

 

Для информационного центра карточка с заданием - раскрыть понятия: глобализация, антиглобалисты, проблемы, глобальные проблемы.

 

2.      Мотивация

Слайд 1

 

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Ф.М. Достоевский

 

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я выбрала эти слова Федора Михайловича Достоевского. Задумайтесь над ними сейчас - как  вы их понимаете, согласны или нет со словами писателя? А в конце урока мы к ним вернемся и обменяемся мнением.

У меня в руках часы и апельсин. Как вы думаете, что из этих предметов характеризует современный мир, может служить его моделью, почему?

Часы - это система, современное общество это суперсистема, части, сферы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. От слаженной работы их зависит успешность и стабильность развития общества в целом. (Слайд 2 - картинка глобального  мира).

Мир 21 века - это объединение континентов, государств и народов планеты Земля  в неразрывное целое разными взаимосвязями. Какие же они?

Можете ли вы привести мне примеры этого взаимовлияния, объединения стран?

Кто может представить современный мир без телевизора, мобильного телефона? Кто из вас готов отказаться от Интернета? Многие из вас готовы лишиться возможности поехать в другие страны в качестве туриста, студента, на работу? Готовы ли перестать носить джинсы, слушать иностранную музыку, смотреть голливудские фильмы, согласны ездить только на отечественных автомобилях, забыть о Макдональдс, не есть пиццу, суши, не пить пепси и кофе?

3. Работа по теме урока

Что делаем мир единым?

- современные средства связи,

- транснациональные корпорации,

- изменение транспорта,

- достижения НТР,

- международные организации.

 

Учитель: Все это носит название глобализация.

Давайте посмотрим, какие определения глобализации дает нам Интернет, учебник.

А я вам предлагаю такое определение (Слайд №3 - понятие) и выберем наиболее оптимальное.

 

Запись определения в тетради.

 

Учитель: Какие примеры единства мира можете привести?

 

Мозговой штурм.

 

Учитель добавляет и подводит итоги: Сегодня каждый производитель товаров и услуг включен (даже если он и сам этого не знает) в систему глобального рынка. Произведенные товары могут быть доставлены в любую точку планеты. Электронные деньги и современные транспортные коммуникации очень облегчают эти процессы.

Происходит движение людей - трудовая миграция на заработки в другие страны, туризм. Сейчас любому человеку открыта возможность посетить любой уголок Земли.

Развитие мобильной связи, глобальной сети Интернет открыли перед людьми 21 века возможность почти мгновенно узнавать о том, что происходит в любом, самом отдаленном уголке планеты. Миллионы и миллиарды людей одним нажатием кнопки на пульте попадают одновременно в единое информационное пространство.

Кинофестивали и художественные выставки, театральные гастроли и музыкальные кинофестивали, спортивные соревнования (особенно летние и зимние олимпийские игры) - все это и многое другое делает наш мир теснее, доступнее и знакомее. И это единство проявляется даже в таких исключительных случаях, как войны. Сегодня ни одна война не может считаться частным делом одного или двух государств.

Это порождает необходимость создания надгосударственных организации (ВТО, ООН, ЕС, Красный крест и др.) для выработки норм, регулирующих отношения между странами. Человек сегодня не только гражданин определенного государства, но и гражданин мира.

 

Вопрос: Подумайте, ребята, глобализация - это положительное или отрицательное явление современной действительности?

Работа в группах:

1 и 2 группы: обсудите это в группах и приведите аргументы своей позиции (кластер на доске, красным - положительное, синим - отрицательное).

3 группа ищет в интернете, кто такие антиглобалисты.

Действительно, явление неоднозначное. Ведь не случайно мы знаем о таких людях, которые называют себя антиглобалистами. (Слайд 4 - фото антиглобалистов).

Что о них нашёл информационный центр?

Сторонники антиглобализма выступают за поиск альтернативных моделей глобального развития. Борьба идет в основном под лозунгами противостояния глобальному неравенству и формированию однополярного мира, загрязнению окружающей среды и т.п.  Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира акции.

Сегодня в мире насчитывается около 3000 антиглобалистских организаций, объединяющих до 35 млн. человек из более чем 50 стран.

Глобальные проблемы

Глобализация породила проблемы, которые мир назвал глобальными. Как вы думаете, что это за проблемы?

Чтение различных определений и запись одного из определений (слайд 5).

Составление кластера «Глобальные проблемы»

Вопрос: Каковы признаки глобальных проблем, что делает их глобальными?

 

Признаки (слайд 5 – особенности глобальных проблем).  

1. Затрагивают деятельность всего человечества

2. Настоятельно требуют решения, и от их решения зависит дальнейшая судьба человечества

3. Решить их можно, только объединив усилия всех стран.

- Каковы причины появления глобальных проблем? Слайд 7

- Какие глобальные проблемы вы можете назвать? «Мозговой штурм»

- Краткая характеристика каждой из проблем

 

Слайды 8, 9, 10, 11 – проблема войны и мира, терроризм, отсталости и бедности развивающихся стран, СПИДа и наркомании.

1. Проблема войны и мира актуальна с изобретением ядерного оружия. 5% имеющегося на земле ядерного оружия достаточно, что бы уничтожить весь мир.

2. Терроризм (примеры).

3. Север – Юг (факты приводит учитель, в т.ч. со слайда).

4. Распространение СПИДа и наркомании.

5. Исчерпаемость природных ресурсов. Масштабы деятельности человека ставит вопрос об обеспеченности ресурсами. В ближайшие 25 лет мировая экономика будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов.

6. Демографическая проблема - население растет в геометрической прогрессии, Земля не способна прокормить эту массу.

7. Экологическая проблема.

Давайте посмотрим видеоролик и подумаем, о какой проблеме идет речь? (Слайд 12  - видеоролик). Чему аплодировали участники этого видео? Как бы вы поступили, в какой группе оказались?

 

Две проблемы - бытового мусора и равнодушия.

 

А) С начала 70-х до конца 80-х в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Сегодня только Москва выбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов, примерно по 1 т на каждого жителя! Как видно из приведённых примеров, масштабы загрязнения окружающей среды городскими отходами таковы, что острота проблемы нарастает с каждым днём. Даже простое захоронение отходов является дорогостоящим мероприятием. С 1980 по 1987 годы стоимость захоронения отходов в США возросла с 20 до 90 долларов за 1 т. Тенденция к удорожанию сохраняется и сегодня. В густонаселенных районах Европы способ захоронения отходов, как требующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземных вод, был предпочтен другому - сжиганию. Многие города, которые применили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состава воздуха. Захоронение отходов осталось в числе наиболее популярных методов решения данной проблемы. Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов.

Пример – тойота (набивка сиденья автомобиля полостью сделана из отходов пластика, шумозащитный слой - из отходов рентгеновской пленки), пакет, бутылка – демонстрация.

Б) Хочу обратить ваше внимание на результаты опроса, проведенного среди ваших сверстников. Им был задан вопрос «Как поступают они с обёртками от разных вкусных вещей?» (Слайд 13)

60% учащихся выбрасывают мусор в баки

30% учащихся сорят прямо на улице

10% затруднились с ответом

 

Мне бы хотелось, чтобы вы задумались над этими результатами и информацией.

Слайд 14  - «Это надо знать!»

Учитель: Ребята, в Европе уже давно существует практика – бытовые отходы сортируют и пускают в переработку. У вас на стенах наборы картинок с названиями видов бытового мусора. У меня на столе коробки для мусора. Предлагаю рассортировать мусор и быстро и аккуратно убрать его в коробки. Кто быстрее и правильно это сделает это?

Молодцы. Все справились.

Экологическая проблема включает в себя и ситуацию, связанную с исчезновением некоторых животных.

Слайд  15 - фото исчезнувшего животного.

 

Информация о животных.

Черепахи Острова Пинта, вид вымер окончательно 24 июня 2012 года.

Речной дельфин. Дельфины Байджи объявлены вымершими окончательно в 2006 году.

Западный Черный носорог, вид вымер в 2011 году. Носорог, обитал в основном в Камеруне. Животное стало жертвой безудержного браконьерства, даже после старта официальной защиты черного носорога в 1930 году. На земле осталось всего три подвида носорогов, которые уже находятся под угрозой исчезновения.

Канарский кулик официально признан вымершим видом в 1994 году. Этот вид куликов жил на Канарских островах у побережья Западной Африки. Канарский кулик вымер из-за истощения запасов моллюсков, главного источника их пищи. Это последствие коммерческого рыболовства в промышленных масштабах.

Белоклювый королевский дятел обитал на юге США в болотистой местности. После осушения болот последний из этого вида дятлов был замечен в 1940 году. Но официально Белоклювый королевский дятел признан вымершим видом в 1994 году.

Тигр острова Ява официально признан вымершим видом в 1994 году. Потеря среды обитания из-за развития сельского хозяйства.

Пиренейский козерог (Pyrenean Ibex), официально признан вымершим видом в 2000 году.

Марианская кряква официально признана вымершим видом в 2004 году.

Слайд 16 - БАБОЧКА, которая машет крыльями.

У Р. Бредбери есть замечательный рассказ «И грянул гром». 2 половина 21 века, человечество изобрело машину времени. Популярной становится экстремальная услуга - охота на динозавров в прошлом. Соблюдаются все правила предосторожности -  убивают только тех зверей, которые в ближайшее время должны умереть и уже не могут оставить потомство. Но однажды все пошло не так….

 

«Экельс медленно вдыхал воздух - с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене. И краски - белая, серая, синяя, оранжевая, на стенах, мебели, в небе за окном - они... они... да: что с ними случилось? А тут еще это ощущение. По коже бегали мурашки. Руки дергались. Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное. Будто где-то кто-то свистнул в свисток, который слышат только собаки. И его тело беззвучно откликнулось. За окном, за стенами этого помещения, за спиной человека (который был не тем человеком) у перегородки (которая была не той перегородкой) - целый мир улиц и людей. Но как отсюда определить, что это за мир теперь, что за люди? Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошел сюда.

Что-то в нем было не так. Даже слова писались с массой ошибок.

А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ

АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО

ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ

МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО

ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ

Экельс почувствовал, что опускается на стул. Он стал лихорадочно скрести грязь на башмаках. Его дрожащая рука подняла липкий ком.

- Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!

На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно - бабочка, очень красивая... мертвая.

- Из-за такой малости! Из-за бабочки! - закричал Экельс.

Она упала на пол - изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино... большие костяшки... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!

Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.

- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала? Может быть...».

 

Одна бабочка. Которая изменила мир.

 

Стрессовый тренинг:

Возьмите небольшие листочки, запишите на них то, что для вас особенно ценно, чем вы очень дорожите и боитесь потерять. Затем сомните эти листочки… Теперь разгладьте.

Какие чувств вы испытали, хотелось ли вам мять листочки, почему?

Сейчас вам грозила потеря всего самого дорогого и значимого не в реальной действительности, но если человечество не найдет пути решения глобальных проблем, мы  может потерять семью, здоровье, свободу, жизнь.

Философ Френсис Бэкон сказал: «Лучший способ избавиться от проблемы – решить её». Какие пути решения можете предложить вы?

Работа в группах: пути решения глобальных проблем.

Проверка задания и обобщение учителя.

 

4. Рефлексия:

А)  Составить карту памяти урока - работа в группах.

Звучит песня «Как прекрасен этот мир»

Проверка задания.

Б) Работа с эпиграфом - слайд 18.

В) Беседа:

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Над чем работали?

- Какие компетенции формировали?

- Что показалось легким?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Что не получилось?

 

Домашнее задание: прочитать рассказ Бредбери и переписать его конец.

Варианты домашнего задания:  

1.                  Параграф 3 (стр. 23 – 27), задание «Проверь себя» или вопросы «В классе и дома». 

2.                  Задание (повышенной сложности): составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).

План работы над проектом:

1.                  Дать четкое определение проблемы.

2.                  Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?

3.                  Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

4.                  Какие (методы) способы исследования вы предлагаете?

5.                  Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

 

Финал урока

А)  Моя карта памяти:  глобус – домик – бабочка.

- Почему?

- Я хочу подарить ее вам!

Б) И в заключение – внимание на экран! Давайте посмотрим и послушаем!

Слайд 19 – видеоролик «Прости, земля!».

Учитель: На этой оптимистической ноте урок закончен! Спасибо, ребята, за работу!

 

Марина Самуйленко, учитель истории, обществознания, краеведения Дятьковской средней школы №2 Брянской области


Материалы к уроку - в прикрепленных файлах.