1 этап урока. Новостной блок.

Несколько минут в начале урока я отвожу новостям. Выбирается интересный для школьников материал. Например, это могут быть новости о новинках кинопроката, политических событиях, об итогах последнего Интернешнл по Доте 2 и т.д. Это создает благоприятную атмосферу в начале урока, позволяет снять психологическое напряжение и усилить познавательный интерес учащихся к предмету. Последняя новость подбирается под изучаемую на уроке тему.

Примеры новостей:

В Эквадоре на продажу выставили самый дорогой в мире темный шоколад. Цена 45-граммовой плитки составила 230 евро. Об этом сообщает The Daily Mirror. Отмечается, что массовая доля масла какао в шоколаде составляет 81 процент. Для его создания используются очень редкие сорта какао-бобов, которые произрастают только у побережья Тихого океана на западе Эквадора.

Музей мадам Тюссо впервые представит этой осенью в Лондоне всех агентов 007, сообщает британская газета Metro. Увидеть шестерых Джеймсов Бондов можно будет с 17 октября. Акция приурочена к выходу фильма «007: Спектр».

Власти деревни Магьер (Megyer), расположенной на западе Венгрии, предложили взять в аренду их населенный пункт на выходные. Об этом сообщается на венгерском сайте объявлений jofogas.hu. За 210 тысяч форинтов (около 780 долларов) в сутки нового владельца деревни обещают назначить заместителем мэра. Общая площадь деревни составляет 150 тысяч квадратных метров. В ней постоянно проживают 26 человек. UPI отмечает, что власти населенного пункта приняли решения сдать деревню в аренду, чтобы повысить доходы от туризма.

Благодаря последней новости и наводящим вопросам  выходим на тему урока. После чего раскрываем с детьми понятие  социальный статус (status в переводе с латыни означает «положение»).

Переходим ко второму этапу урока.

Социальных статусов у человека в жизни великое множество.  И в какой-то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)  Таким образом, социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

Типы социальных статусов:

- Предписанный статус принадлежит человеку от рождения.

- Достигаемый  статус человек обретает собственными усилиями.

После этого ребятам необходимо определить, какие статусы являются предписанными,  а какие достигаемыми. Пол, возраст, гражданство, семейное положение, профессия и т.д.

После этого ученикам предлагается выбрать несколько достигаемых статусов, которые им в будущем хотелось бы получить, и объяснить, почему именно они? Спрашиваю нескольких  учеников. Это необходимо сделать для того, чтобы выяснить, насколько выбор учеников является самостоятельным.
После этого спрашиваю ребят, кто из них хотел бы быть летсплейщиком (человек, который играет в компьютерную игру, записывает это на видео и выкладывает в сеть) или блоггером, дворником или уборщицей? Кто из родителей одобрил бы такой выбор? В ходе беседы выясняется, что статусы бывают престижные и непрестижные, что в большинстве случаев общество определяет, что на данный момент является таковым.

Третий этап урока. Работа с фрагментами из фильмов.

Смотрим фрагменты фильмов  и обсуждаем их.

Умница Уилл Хантинг, режиссер  Гас Ван Сент.
Фрагмент 1. Что предлагает преподаватель своим студентам? Что их ждет в случае успеха?
Фрагмент 2. Мы студенты этого университета. Мы можем себе представить, что уборщик решит задачу?
Фрагмент 3. Перед просмотром ученикам задаются следующие вопросы:
1. Задача решена. Будет ли профессор искать того, кто это сделал?
2. Что предпримет профессор после того, как найдет гениального уборщика? Что он ему предложит?
Фрагмент 4. Перед просмотром ученикам задается вопрос: спросил ли профессор своего нового ученика, хочет ли он быть математиком?

Общество мертвых поэтов, режиссер Питер Уир.
Фрагмент 1 и 2. Вопросы:
1. Каков характер отношений между отцом и сыном?
2. Что «не нравится» отцу? Почему?

Далее ученики делают вывод, что социальные институты, общество в целом зачастую определяют судьбу конкретного человека, а не он сам. После этого смотрим ролик про мальчика, который мечтает стать почтальоном и  ученикам задается вопрос: если они скажут своим родным, учителям, что хотят быть почтальонами, то  какая будет реакция?

Четвертый этап урока.

Спрашиваю у учеников, являются ли они пользователями социальных сетей? Предлагаю выйти на свои странички,  например, ВКонтакте. Есть ли у них статусы? Предлагаю нескольким ученикам их зачитать.

Статусы, посты в социальных сетях – это данность, это реальность! Но всегда ли то, что мы публикуем, приносит нам пользу? Может ли информация быть использована против автора?

Работа с документом. История Джастин Сакко. Читаем и отвечаем на вопросы.

Чуть более года назад, отправляясь в новогодний отпуск, 29-летняя нью-йоркский пиар-специалист Джастин Сакко написала в своем Twitter-аккаунте: «Лечу в Африку. Надеюсь, что не подхвачу СПИД. Шучу — я же белая!». Она не знала, что пара строчек навсегда изменит ее жизнь: всего через несколько часов после публикации твита, спустившись с трапа самолета, она обнаружила, что стала изгоем не только в сети, но и в реальности.

На момент написания злосчастного твита у Сакко было 170 фолловеров. Большинство из них вообще не заинтересовались данным посланием, однако один, Сэм Биддл, перепостил его. А у него было 15 тысяч подписчиков, некоторые тоже решили поделиться постом…

Сакко тем временем совершала 11-часовой перелет и не знала, что десятки тысяч пользователей соцсети глубоко возмущены ее твитом. За это время наиболее инициативные из них успели связаться с работодателями девушки, медиакомпанией IAC, и потребовать ее увольнения с поста пиар-директора.

Сакко продолжала лететь в пункт назначения, когда представитель компании IAC сообщил о том, что компания приняла решение уволить ее за «возмутительный, оскорбительный твит».

То, что Джастин находилась в воздухе и не могла ни прочитать ответы на свой твит, ни прореагировать на них, превратили ситуацию в гибрид публичной порки и веселого развлечения.

Интернет-юзеры запустили хэштег #HasJustineLandedYet («Приземлилась ли Джастин»).

«Все, что я хочу на Рождество, — это увидеть лицо @JustineSacco, когда ее самолет приземлится и она проверит почту», — написал один из пользователей.

«Мы смотрим на увольнение @JustineSacco в режиме реального времени, а она и не знает», — высказался другой оратор.

«А есть ли кто-то из Кейптауна, кто бы мог поехать в аэропорт и заснять ее прибытие?» — поинтересовался третий. И доброволец действительно нашелся.

В момент, когда Джастин включила телефон, ее настигла «слава наоборот». Она узнала, что за 11 часов с момента публикации ее пост стал самым обсуждаемым в Twitter.

История с твитом нашла ее на другом конце света: работники отеля, в котором она планировала остановиться, пригрозили забастовкой, если Сакко туда прибудет. Дальние родственники в ЮАР, сторонники партии Нельсона Манделы, дали понять, что не желают с ней общаться.

Ее отец позвонил, чтобы сказать, что вырастил дуру.

По возвращении в Нью-Йорк Джастин преследовали журналисты: хотя с момента публикации прошло три недели, скандал не утихал. Собственно, Сакко продолжали обсуждать весь год, следя за событиями в ее жизни. Не прекращались саркастические публикации (например, интернет-ресурс BuzzFeed обнародовал текст под названием «16 твитов, о которых пожалела Джастин Сакко»).


Вопросы:
1. Что написала Джастин Сакко перед вылетом в ЮАР?
2. Какова реакция общества? Как вы думаете, в чем причина такой реакции?                                                                                   

Вывод:  «ты смотришь в монитор, и монитор смотрит на тебя».

Пятый этап урока.

Учитель: Ребята мы вели разговор с вами о статусах в основном в позитивном ключе, но не секрет, что есть и обратная сторона медали.

Смотрим социальный видеоролик Фабиана Бишоффа под названием "Мы должны замаскироваться, чтобы стать ближе". Он любит фокусы и книги о космосе. Фокусы, потому что верит в чудеса. А в невесомости, он знает, слабые ноги снова стали бы его слушаться. Фабиан живет в интернате. У него есть любимая работа - он собирает коробки. И больше всего на свете он хочет найти настоящих друзей, поэтому и решил обратиться к людям через видеоролик в интернете.

Необходимо остановить ролик на середине и спросить нескольких учеников, подошли бы они к Фабиану, одетому в костюм медведя, обняли бы его. Досмотреть ролик до конца и спросить вновь. Фабиан – молодой инвалид, он столкнулся с проблемой общественного неприятия..

Итог. Несмотря на статусы, мы должны оставаться ЛЮДЬМИ.

Домашнее задание – посмотреть фильм «Общество мертвых поэтов», режиссер Питер Уир.

Ссылка на видео материалы и презентацию:

https://drive.google.com/folderview?id=0B-fgmF5fukd-flpFTUIwYlluUUZCYUQ1enY3UVNUQmk4ZDhJcEU3eXJKVVJhektxZl9pZ1E&usp=sharing

 

Максим Иванов, учитель истории, обществознания, права Державинского лицея города Петрозаводска Республики Карелия

Фото Марии Голубевой