Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, в какой зависимости находится качество работы учителя от его заработной платы?

Результаты

Текущий номер

Сельская школа: интернат, Интернет, автобус?

Как сделать качественное образование доступным для сельских школьников

номер 17, от 24 апреля 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 24 апреля 2018 года

pПредлагать выпускнику писать о фальши и лицемерии на итоговом сочинении и в «сочинительной части» ЕГЭ по русскому языку не стоит. В том числе, потому, что эта задача может оказаться морально сложной: по мнению Льва Айзермана, сегодня сами эти процедуры "сплошь и рядом учат фальши".

pКак бы ты ни был талантлив и даже гениален, важнее не первенство и соперничество, а сотрудничество и постоянный рост – эта идея лежит в основе ежегодного пермского педагогического форума "Все звезды в гости к нам". О вечных ценностях и вдохновляющих открытиях этого года – в специальном репортаже Ирины Димовой.

pОтойти от борьбы, забыть ожесточение, нести другим мир и отдохновение – этим благотворным навыкам стоит поучиться… у деревьев. Какие еще уроки таит окружающая нас природная среда? Своими находками делится путешественник Владимир Супруненко.

Ваш адвокат. Юридическая консультация

Читателям «Учительской газеты» хорошо знакома рубрика «Ваш адвокат». Многие педагоги получили юридическую поддержку по самым разным вопросам образовательного права на страницах этой газеты. Теперь рубрика «Ваш адвокат» работает и на сайте «УГ». Консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит наш юрист Татьяна Погорелова.
Ирина Девятова, 17 апреля 2013
В связи с сокращением численности учащихся школы до 400 человек мне сообщили о сокращении моей ставки педагога-психолога до 0,5 ставки. Существуют ли штатные нормативы для педагога-психолога? ​
Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н(ред. от 24.01.2012)"Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности"(Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2011 N 21286)

Статьей 32 Закона РФ "Об образовании" (действует до 1 сентября 2013 г.) установление штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения. Никаких нормативных актов, определяющих штатные нормативы, в том числе и по должности педагога-психолога, законодательством не предусмотрено.

Ранее для образовательных учреждений нормативы численности персонала предусматривались в типовых штатах, которые утверждались в основном государственными органами управления образованием СССР и были обязательными для применения до вступления в силу Закона РФ "Об образовании". До определенного времени эти типовые штаты использовались как примерные. Но Минобрнауки России своими приказами от 09.06.2008 г. № 177 и от 09.09.2008 . № 260 признало не подлежащими применению отдельные типовые штаты. В том числе, признаны недействительными и Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем (утверждены приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 г. № 264).

В соответствии с организацией бюджетного процесса в Российской Федерации главный распорядитель кредитов (распорядитель) бюджетных средств утверждает смету доходов и расходов бюджетного учреждения, которую последние разрабатывают после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях.

Предметом анализа штатного расписания на этапе утверждения сметы является соответствие заявленной структуры штатного расписания, перечня и наименования должностей существующему нормативно-правовому регламенту Российской Федерации, региона, локальных нормативных актов органа управления образованием по отдельным профессионально-квалификационным группам персонала образовательных учреждений. Примерные штаты на региональном уровне обычно прописываются в соответствующих рекомендациях. Однако, это именно примерные, а не обязательные штаты.

Так, например, в Москве должность педагога-психолога устанавливается из расчета 1 единица на 5 классов. В некоторых других регионах, должность педагога-психолога устанавливается на 400 учащихся, на 500 учащихся.

В любом случае, решение об установлении той или иной должности образовательное учреждение принимает самостоятельно, исходя из имеющихся средств.



Leonida Kovalevskaya, 9 апреля 2013
Пишет Вам учитель, Ковалевская Леонида Викторовна, проработавшая более тридцати лет в школе. Мне хотелось бы получить ответ на следующий вопрос. Обязательно ли учителю наличие высшей категории для получения Грамоты Министерства образования РФ? Если можно, дайте, пожалуйста, ссылку на документ.
Приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2010 N 580"О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации"(вместе с "Положением о медали К.Д. Ушинского", "Положением о почетном звании "Почетный работник общего образования Российской Федерац Положение о Почетной грамоте Министерства образования и науки РФ (далее - Положение) утверждено приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. №580 (Приложение №10).
Согласно Положению Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - грамота) награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Министерства образования и науки Российской Федерации и работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, за:
- значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и/или науки;
- внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
- развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических проектах;
- успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
- постоянную и активную помощь образовательным и/или научным организациям в подготовке квалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы, трудоустройстве выпускников образовательных организаций;
- многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки.
Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет.
Никаких других ограничений для оформления грамоты не предусмотрено, поэтому отсутствие на сегодняшний день высшей квалификационной категории само по себе не может являться причиной, не дающей право начать процедуру оформления награды.
Однако существует особый Порядок награждения ведомственными наградами Минобрнауки РФ  (Приложение №12 к вышеназванному приказу), в соответствии с которым решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - ведомственная награда) принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее).
Ходатайство о награждении ведомственной наградой оформляется на наградном листе установленной формы (приложение № 14 к вышеназванному приказу). Именно в установленной форме наградного листа есть пункт о наличии квалификационной категории, который вовсе не подразумевает обязательное наличие высшей квалификационной категории. Гораздо важнее аргументированно заполнить пункт 12 установленной формы наградного листа "Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к
награде". В характеристике должны быть отражены конкретные заслуги, достижения и успехи кандидата на награждение, аргументированно раскрывающие существо и степень указанных заслуг в научно-педагогической, научно-исследовательской, воспитательной, учебно-методической и других сферах деятельности.
К наградному листу прилагается справка об общем количестве штатных сотрудников, работающих в организации (органе).
Образовательные и научные организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования и/или науки, направляют наградные материалы непосредственно в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Образовательные и научные организации, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, направляют наградные материалы в вышестоящий орган по подчиненности, который со своим представлением направляет их в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Образовательные и научные организации, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, направляют наградные материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования и/или науки.
Указанный орган коллегиально рассматривает представленные документы и направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации представление, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество представляемого(-ых) к награждению, его (их) должности, место и стаж работы в системе образования и/или науки, квалификационная категория (для педагогических работников).
Представления к награждению ведомственными наградами вносятся:
- руководителями Министерства образования и науки Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки;
- руководителями образовательных и научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации;
- руководителями федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные и научные организации.
 ​

Евгений Смирнов, 8 апреля 2013
Как должна осуществляться доплата учителю за замену уроков отсутствующего учителя (почасовая или по тарификации) в следующей ситуации: учитель находился 1,5 месяца на больничном, после выхода с больничного сразу взял очередной отпуск и находится в нем еще 1,5 месяца? Все это время уроки заменял один и тот же учитель.
<Письмо> Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59"Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" В целях решения вопросов, связанных с замещением и оплатой уроков отсутствующих учителей, могут быть использованы следующие варианты.
Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности, которым за дополнительно проведенное количество часов занятий по этому же предмету должна производиться почасовая оплата.
В исключительных случаях, когда такую замену осуществить невозможно, может иметь место замещение отсутствующих педагогов учителями, преподающими другие предметы, которые во временно свободные часы могут пройти программу по своему предмету несколько вперед, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего учителя отсутствующий мог восполнить пропущенную программу уже по своему предмету.
По сложившейся практике оплата труда учителей при таком замещении будет производиться следующим образом.
Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную плату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.
Отсутствовавшему же учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся.
Однако, особо обращаю внимание, что почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев.
Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию. (Основание: Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012-2014 годы).




Елена Резникова, 7 апреля 2013
Я проработала учителем географии 7 лет ( 2006-2013 г.). Имею высшее педагогическое образование по специальности "Филология", квалификация "учитель русского языка и литературы". В 2007 году прошла курсы повышения квалификации "Актуальные вопросы преподавания географии" в объёме 108 часов. В 2012 году прошла курсы повышения квалификации "Преподавание географии в условиях введения ФГОС" в объёме 112 часов. В 2011 году прошла аттестацию по должности учитель на первую квалификационную категорию. Обязана ли я проходить курсы переподготовки для учителей географии? Не является ли данное требование абсурдным в данной ситуации. Имею ли я право работать учителем географии?
<Письмо> Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59"Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" Требованиями к квалификации по должности "учитель" Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 26.08.2010 г. № 761н) предусмотрено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, никаких препятствий для работы учителем географии у вас нет. Вы имеете полное право работать учителем географии.

Вопрос, скорее всего, появился в связи с переходом на новую систему аттестации педагогических кадров и в связи с некоторыми изменениями законодательства в части права педагогических работников на повышение квалификации.

Пунктом 13 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. №209) предусмотрено занесение в случае необходимости аттестационной комиссией в аттестационный лист педагогического работника рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. При этом при наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

Прежде всего следует учесть, что меру юридической ответственности работника за невыполнение рекомендаций аттестационной комиссии следует определять с учетом конкретных обстоятельств, объективно влияющих на их выполнение.

К примеру, педагогическим работником не выполнена рекомендация о необходимости повышения его квалификации. Причиной невыполнения этой рекомендации может стать отсутствие у работодателя необходимых средств на эти цели, а повышать квалификацию за счет собственных средств работник не обязан, и, следовательно, нести ответственность за невыполнение рекомендации не может.

Следует также учитывать, что решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТК РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей, по которым должна быть осуществлена переподготовка и повышение квалификации, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Установлено также, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Поскольку право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено Законом РФ "Об образовании" (абзац 5 пункта 5 статьи 55), работодатель обязан проводить повышение квалификации педагогических работников.

В соответствии со статьей 197 ТК РФ право работников на повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство работника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении работника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность - оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Подобные разъяснения даны в письме Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59.



Алексей Ходыкин, 1 апреля 2013
Я работал в ведомственной организации тренером-преподавателем 18 лет. Больше 8 лет уже имел высшую категорию (тренерскую), присвоенную департаментом физической культуры и спорта Кемеровской области. Но 4 года назад мне отказали в подтверждении высшей категории, т.к. категории могут быть присвоены только работникам МОУ и ГОУ. Присвоением категорий занялся с тех пор Департамент образования Кемеровской области. Сейчас ставки тренеров-преподавателей из нашей ведомственной организации передали в областную Школу высшего спортивного мастерства. Мне объявили, что я могу претендовать только на первую категорию, т.к. я официально утерял высшую. Мои спортсмены занимают регулярно места на Всероссийских соревнованиях и чемпионатах, т.е. критериев для подтверждения высшей категории более чем достаточно (даже на троих). Но областная аттестационная комиссия только разводит руками, мол, мы вас понимаем, но сделать ничего не можем: "по закону вы можете только первую получить, а через два года претендовать на высшую". Я приносил протоколы и грамоты с соревнований, писал пояснительные записки, что не мог в тот момент продлить категорию, т.к. не являлся работником МОУ или ГОУ. Остался без внимания. Сейчас спортсмены выступают и занимают призовые места как и прежде, но зарплата моя заметно ниже. Могу ли я подтвердить свою высшую категорию, не выжидая положенных 2 года? Есть ли метод это сделать?
<Письмо> Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59"Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

Действительно, Вам теперь придется проходить аттестацию на первую квалификационную категорию, и лишь через 2 года у Вас появится право пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию. Из-за нехватки информации в похожей ситуации педагогически работники теперь оказываются нередко.

Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. №209 утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Порядок), который введен в действие 1 января 2011 года.

Пунктом 2 вышеназванного приказа установлено, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены. Поэтому у некоторых педагогов еще не закончился срок действия имеющихся категорий, присвоенных по результатам аттестации на основе действовавшего до 1 января 2011 г. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (утверждено приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. №1908). И, к сожалению, многие из них не обратили внимания на то, что новый Порядок содержит более жесткие требования для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию.

Пункт 29 Порядка предусматривает, что педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

При этом пункт 31 Порядка четко обозначил как одно из требований для установления высшей квалификационной категории педагогическим работникам наличие установленной первой квалификационной категории.

Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2010 г. № 03-52/46 даны Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В частности, разъяснено, что новый Порядок предусматривает наличие первой квалификационной категории в качестве условия установления высшей квалификационной категории только для тех педагогических работников, которые на высшую квалификационную категорию аттестуются впервые, либо для педагогических работников, у которых срок действия квалификационной категории истек на день подачи заявления. Педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию, срок действия которой не истек, вправе вновь претендовать на ту же квалификационную категорию.

При этом отмечено также, что работник, срок действия категории (первой или высшей) которого истек, не вправе обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории. Поскольку претендовать на высшую квалификационную категорию согласно заявлению может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если срок ее действия не истек.

Минобрнауки РФ рекомендовало педагогическим работникам для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории обращаться в аттестационную комиссию заранее, но не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации - два месяца.

Если же педагогический работник пропустил рекомендованный Минобрнауки РФ срок для обращения в аттестационную комиссию, то надо иметь в виду, что истечение срока действия первой или высшей квалификационной категории в период рассмотрения заявления работника аттестационной комиссией не дает основания для отказа педагогическому работнику в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию, поскольку при подаче заявления в аттестационную комиссию педагогический работник имел первую или высшую квалификационную категорию (основание: ответ на вопрос 15 Разъяснений, направленных письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/590). То есть даже в последний день действия имеющейся первой или высшей квалификационной категории педагогический работник может подать заявление на прохождение аттестации на высшую квалификационную категорию.

Новый Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий.

Вместе с тем, новый порядок аттестации педагогических работников во многом упрощает обращение в аттестационную комиссию, поскольку:

- не устанавливает сроков подачи заявления;

- не содержит каких-либо ограничений в прохождении аттестации для установления соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только педагогические работники, имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через 2 года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Увы, но никаких ниточек для установления высшей квалификационной категории, минуя вышеназванный порядок, на сегодняшний день нет. Не теряйте время и подавайте заявление на первую квалификационную категорию.

Что касается оплаты труда педагогических работников, у которых по независящим от них причинам истек срок действия квалификационной категории, то образовательное учреждение может предусмотреть дополнительную гарантию сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, такие же дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в отраслевых соглашениях, заключаемых на всех уровнях социального партнерства - федеральном, региональном и местном, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями.

Обращаем особое внимание, что образовательное учреждение может и постараться найти варианты стимулирующих выплат за ваши достижения, сопоставимые с возникшей разницей в оплате труда.



Леся Савчук, 31 марта 2013
Администрация спецшколы установила, что воспитатели обязаны приходить за 15 мин до начала смены, уходить с работы через 15 мин после окончания смены. Права ли администрация школы?
Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69"Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110) Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69) определено, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

Этим же Положением в п. 3.3 предусмотрено, что в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

При этом рекомендовано в целях экономии времени воспитателей вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов предусматривать режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

Возможно, именно из этих соображений исходила администрация.

Для полного ответа на вопрос прошу представить побольше сведений непосредственно об ОУ и о должностных обязанностях воспитателя в рассматриваемом ОУ.



Сергей Антоняк, 27 марта 2013
Я работаю в сельской школе уже 3 года. Также я учусь заочно в финансово-экономическом институте. Директор предоставляет мне оплачиваемый отпуск. Должен ли я восстанавливать пропущенные часы бесплатно, если меня во время сессии никто не заменяет. Может ли директор отказать мне в оплате учебного отпуска, мотивируя тем,что я получаю образование не по педагогической специальности?
Обязательства работодателя по предоставлению учебного отпуска закреплены в главе 26 Трудового кодекса РФ "Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением". В частности, ст.173 "Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения" предусматривает, что работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
- прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
- подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;
- сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Обращаем внимание, что согласно ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.
Таким образом, если Вы получаете высшее образование впервые, работодатель (сельская школа) обязан предоставить Вам все вышеперечисленные гарантии. Так как гарантии предоставления учебного отпуска закреплены в Трудовом кодексе РФ, а работодатель должен их предоставлять, лишь руководствуясь его положениями, то обращаем внимание, что в Трудовом кодексе РФ нет никаких оговорок о том, что для реализации права работника на оплачиваемый отпуск получаемое им образование должно соответствовать специальности, по которой работник работает во время получения образования.
Таким образом, заявление директора школы о том, что он может отказать Вам в оплате учебного отпуска, мотивируя тем, что Вы получаете образование не по педагогической специальности, незаконны (если речь идет о первом высшем образовании, получаемом Вами).
Что касается требований работодателя отработки Вами бесплатно часов, пропущенных во время дополнительного учебного отпуска, то такая обязанность для Вас федеральным законодательством не установлена. Одна из предоставляемых гарантий - предоставление отпуска, которые не подразумевает по своей природе каких-либо отработок. Однако, надо иметь в виду следующее. Факт невыработки учителем часов учебной нагрузки руководитель должен объяснить наличием документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учителя и невозможностью решить эту проблему другим путем. Об этом руководитель направляет соответствующий документ в орган управления, которому подчиняется школа. Прямой связи между выполнением учебной нагрузки отдельным учителем и выполнением учебного плана, учебной программы образовательного учреждения нет. Учебный план и программу образовательное учреждение обязано выполнять независимо от того учился учитель или не учился. Однако эту проблему нельзя решать и за счет увеличения учебных часов для учащихся.
Если во время отсутствия учителя его предмет некому заменить, нужно менять график занятий, например, какие–то предметы усиленно изучать в период отсутствия данного учителя, чтобы затем, не ломая учебную нагрузку учащихся, провести занятия по той дисциплине, которую ведет отсутствовавший ранее учитель. При этом школа должна неукоснительно соблюдать требование о том, что изменять учебный режим для детей нельзя. В любом случае, проблема отсутствия замены - проблема образовательного учреждения, которую оно не может решать за счет учителя.



Любовь ковалева, 27 марта 2013
На уроке физкультуры второклассник получил травму, а учитель скрыл это от администрации и родителей. Имеет ли право написать жалобу бабушка, если родители по каким-то причинам этого не сделали?
К сожалению, в вопросе не уточнено, куда или кому бабушка хотела бы написать жалобу. Но с точки зрения действующего законодательства, законным представителем ребенка являются только его родители (если они не лишены родительских прав). Так, согласно ст.64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Бабушка в рассматриваемом контексте не может представлять интересы ребенка в различных инстанциях.
Что касается истории с травмой, то согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна будет возместить родителям ученика моральный вред, а также расходы на лечение. Однако этот вопрос может быть рассмотрен только в судебном порядке, ибо теперь придется доказывать, что травма получена именно в школе.
В своем постановлении от 26.01.2010 г. №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" Пленум Верховного суда РФ особо пояснил, что по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Как я понимаю, в рассматриваемом случае теперь представляется сложным доказать сам факт причинения вреда ребенку на территории школы (доказать, что ответчик является причинителем вреда).
В случае, если удастся доказать, что травма получена в школе, учителя может ожидать следующее:
1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения, это зависит от степени тяжести травмы) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ.
2. Школа, заплатив родителям ученика материальную компенсацию и моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).
3. Возможно одновременное применение вышеуказанных мер.
Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученика (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).​

Надиря Зиннятуллина, 22 марта 2013
Может ли быть завучем по УВР в средней школе учитель с 20-летним стажем, если его высшее образование получено по непедагогической специальности?
Требованиями к квалификации по должности "заместитель руководителя (директора, заведующего,
начальника) образовательного учреждения" предусмотрено наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или наличие высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. №761н).
Таким образом, квалификационными характеристиками по должности заместителя директора образовательного учреждения не требуется наличие высшего именно педагогического образования.
Если же имеющееся у учителя высшее образование не подходит к вышеназванным требованиям, то следует иметь в виду, что пунктом 9 Раздела "Общие положения" вышеуказанного приказа, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.



Зайкина Марина Ивановна, 22 марта 2013
По окончании пединститута с 15 августа 1985 года работала учителем. Была уволена с переводом в РК ВЛКСМ в связи с избранием на выборную должность с 22 ноября 1986 года. С февраля 1988 года в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Постановлением пленума от 2 сентября 1989 года освобождена от обязанностей секретаря РК ВЛКСМ в связи с переездом. С 30 августа 1989 года по настоящее время работаю учителем биологии. Входят ли в педагогический стаж годы работы на выборных должностях в райкоме комсомола? Могу ли я рассчитывать на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397).
Думаю, Вы сможете рассчитывать на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основываясь на вышеуказанных нормативных актах, можно сделать вывод, что время работы на выборной должности в РК ВЛКСМ не может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Однако, в судебном порядке вопрос о включении в стаж для досрочной педагогической пенсии указанного периода можно решить положительно, основываясь на определении Верховного Суда РФ от 08.07.2011 г. № 78-В11-18, в котором частности указано следующее.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, статей 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Ваша работа на выборной должности в РК ВЛКСМ приходилась на момент действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397), действовало до 1 октября 1993 года.
Согласно подпункту "а" пункта 1 данного Положения учителям в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
С учетом пункта 4 указанного выше Положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.