Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какой процент от вашего совокупного дохода составляет репетиторство или другая подработка?

Результаты

Текущий номер

Чемпионат мира-2018: и смех, и слезы, и любовь

Футбол как национальная идея

номер 29, от 17 июля 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№28 от 10 июля 2018 года

pНасколько един учительский цех? И существует ли коллективное учительское мнение, способное повлиять на власти и отстоять какие-либо решения? Пока, уверен Михаил Кушнир, все попытки консолидации педагогов остаются в основном на бумаге...

pПочему так часто случаются драмы и даже трагедии с детьми, которые покидают детский дом? Почему многие из них даже в свои 16 остаются теми же, что были в 6 лет? Ответы на эти острые вопросы в материале Маргариты Николаевой.

pВ России по-прежнему наблюдается старение педагогического состава вузов и школ. И пенсионная реформа, похоже, только закрепит текущее положение дел. Но, быть может, это и не страшно, ведь считается, что именно опытные педагоги могут дать больше? А есть ли вообще "золотой возраст" для педагогической деятельности? Своими соображениями делится доктор философских наук Вера Афанасьева.

Ваш адвокат. Юридическая консультация

Читателям «Учительской газеты» хорошо знакома рубрика «Ваш адвокат». Многие педагоги получили юридическую поддержку по самым разным вопросам образовательного права на страницах этой газеты. Теперь рубрика «Ваш адвокат» работает и на сайте «УГ». Консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит наш юрист Татьяна Погорелова.
Малика Мусаева, 31 мая 2013
Переезжаем жить в другой район Москвы, ученик переходит в 9-й класс с нового учебного года. Имеется постоянная регистрация (собственность) по месту жительства. Обратились в государственную среднею общеобразовательную школу района, прикрепленную территориально к месту проживания. Там администрация сразу направила ученика на прохождение теста по математике. Хотя в предыдущей московской школе были 4-5 по предмету, тест ребенок не прошел . Теперь школа (не гимназия, ни лицей) отказывается принимать ученика, ссылаясь на то, что по окончании 9 класса будет ГИА, а они не смогут гарантировать хороший показатель. Может ли средняя общеобразовательная школа, прикрепленная по месту жительства, отказать в приеме в 9 класс? Насколько правомерны тесты в средней общеобразовательной школе (как основание для отказа в приеме) при переходе из одной московской школы в другую? Что можно предпринять для разрешения ситуации?
Приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2012 г. №107 утвержден Порядок приема в общеобразовательные учреждения. Данный порядок распространяется и на общеобразовательные учреждения г. Москвы.
Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно, но они не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Так, например, пункт 5 Правил четко предусматривает, что правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица).
Согласно п.6 Правил закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа.
Пункт 7 Правил строго регламентирует, что прием закрепленных лиц в учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Исключение из этого правила предусмотрено только для государственных и негосударственных учреждений, реализующих общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта. Такие образовательные учреждения в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей.
Обращаем внимание, что регистрация по месту жительства (пребывания) закрепленных лиц, не достигших четырнадцати лет, осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (свидетельства по месту пребывания). Однако письмом Минобрнауки РФ от 13.05.2013 г. № 08-548 "О приеме в общеобразовательные учреждения" четко определено, что отсутствие у несовершеннолетних граждан свидетельства о регистрации по месту жительства не означает отсутствие у них регистрации по месту жительства.
Таким образом, попросите письменный отказ в приеме ребенка в школу и обращайтесь за разъяснениями в департамент образования соответствующего округа Москвы. Там такую ситуацию без внимания не оставят.





Валентина Вохмина, 25 мая 2013
Как рассчитывается рабочее время учителя в каникулярный период? Директор нашей школы сделала расчёт, по которому перевела в часы всю дополнительную нагрузку (проверка тетрадей, классное руководство и т.д). В результате этого перерасчёта недельная нагрузка отдельных учителей достигла 50 часов в неделю (10 часов в день). Моя нагрузка 18,5 часов. После перерасчёта (проверка тетрадей+ администрирование Дневника.РУ) мне предложено работать ежедневно по 5 часов 5 дней в неделю с оплатой как за 18,5 ч. Мы изучали нормативные документы ("справочник руководителя образовательного учреждения", 2010, №7) и выяснили, что рабочее время в каникулярный период равно нормируемой части. Правильно ли мы поняли содержание документа? Права ли директор? Как поступить, если директор не прислушивается к коллективу?
В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69) периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.
В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Пунктом 2.3. Положения разъяснено понятие - "другая часть педагогической работы", с учетом которой также должно определяться время нахождения учителя в школе в каникулярный период.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Пункт 4.6 Положения определяет, что режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.
Однако особо обращаю внимание, что статьей 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Таким образом, режим рабочего времени педагогических работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера, исходя не только из установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), но и из времени, необходимого для выполнения работ, подпадающих под понятие "другая часть педагогической работы". При этом общее рабочее время не должно превышать 36 часов в неделю. В рассматриваемом случае директор не права, если допускает переработку свыше 36 часов в неделю. Но и учителя не совсем правильно истолковали нормативные основы, рассчитывая работать, только исходя из установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы).
Действия директора можно обжаловать в органе управления образованием и в трудовой инспекции. За нарушение трудового законодательства предусмотрены достаточно весомые штрафы.



Наталья Никонова, 22 мая 2013
Существуют ли ограничения по награждению педагогов - совместителей отраслевыми и другими видами наград: грамоты районной, областной администрации, облдумы, министерства образования, различные медали, знаки и др. По основной работе я педагог дополнительного образования в Доме детского творчества. По совместительству в школе веду уроки химии и кружок "Юные туристы". Ученики имеют грамоты призовых мест в различных районных мероприятиях. Участники всероссийских конкурсов и т/д. Мне говорят, что существует положение, что награждать следует только учителей - постоянных работников. Справедливо ли это? Мой педстаж 19 лет (из них постоянной работы - 13 лет, по совместительству - 6 лет.
Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2012 N АКПИ12-1236<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. Приказом Да, такие ограничения есть Ситуацию рассмотрим на примере отраслевых наград Минобнауки РФ. Как показывает практика, положения о других наградах для педагогических работников зачастую (но не всегда) повторяют положения и условия для награждения ведомственными знаками Министерства образования и науки РФ.

Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. № 580 утвержден Порядок награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой Минобрнауки РФ (далее - ведомственная награда) принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее). Указанный пункт Порядка и лишает возможности получить ведомственную награду педагогам, работающим по совместительству.

В Верховном суде РФ это положение уже пытались оспорить. Однако Верховный суд РФ не поддержал заявление истца о признании частично недействующим пункта 1 Порядка. Доводы Верховного суда РФ в решении от 22.10.2012 г. № АКПИ12-1236 следующие.

Пункт 1 Порядка определяет субъект, который вправе принять решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой. Это коллектив по месту основной работы представляемого к награждению. Такой порядок возбуждения ходатайства о награждении ведомственной наградой установлен для образовательных и научных организаций, подведомственных Минобрнауки РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, органов местного самоуправления.

Статья 19 Конституции РФ, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не запрещает при осуществлении регулирования в сфере труда, установление порядка награждения ведомственными наградами.

Согласно Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы (ст.14).

Трудовой кодекс РФ в ст.191 предусматривает право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 337, Минобрнауки утверждает в установленном порядке ведомственные награды, положения об этих наградах и их описание, а также награждает ими работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

Довод истца о том, что оспариваемая норма подвергает ее дискриминации в зависимости от должностного положения, по мнению Верховного суда РФ, является несостоятельным. Аргументы суда следующие.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15 ТК РФ).

Совместительство, согласно ст.282 ТК РФ, предполагает выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Исходя из продолжительности рабочего времени лиц, работающих по совместительству, не превышающей половины продолжительности рабочего времени лиц, работающих по основному месту работы, с учетом различий в объемах и интенсивности работы, психо-травмирующей нагрузке, эмоциональной напряженности, количества стрессовых ситуаций указанных лиц, Минобрнауки России при определении порядка награждения ведомственными наградами установило, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы граждан.

Запрещая дискриминацию в сфере труда, Трудовой кодекс РФ в ст.3 устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. Оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат норм, ограничивающих гражданина в трудовых правах по обстоятельствам, указанным в ст.3 ТК РФ, поскольку определяют процедуру принятия решения о поощрении лиц, работающих в сфере образования и науки, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и совершенствовании системы образования и науки.

Условие о возбуждении ходатайства о награждении государственной наградой по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде, установлено также п.16 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099.

В силу ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

Апелляционная коллегия Верховного суда РФ в своем определении от 22.01.2013 г. № АПЛ12-734 полностью поддержала решение от 22.10.2012 г. № АКПИ12-1236.

Увы, но теперь и на уровне Верховного суда РФ признано законным ограничение совместителей в праве на ведомственную награду.



Татьяна Морозова, 20 мая 2013
Нужно ли продлять учебный год в связи с тем, что в течение года пять учебных дней совпали с праздничными днями?
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) предусмотрено, что образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом (п.41).
Пункт 42 Положения прямо предусматривает, что учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.
Таким образом, если все вышеперечисленные условия выполнены, то продлять учебный год нет необходимости.



Антон Лепёхин, 20 мая 2013
Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в сложившейся ситуации. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров и несет ответственность за уровень их квалификации. Согласно требованиям к квалификации лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 ЕКС лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Наша школа малокомплектная, узких специалистов для преподавания отдельных предметов (химия, музыкальное, изобразительное искусство, технология в основной школе с нагрузкой от 3 час до 10 час) принять не можем. Можно ли учителю, имеющему диплом учителя начальных классов, диплом переподготовки по географии, высшую квалификационную категорию по должности «учитель» тарифицировать часы биологии, химии, музыки?
Вы можете воспользоваться пунктом 9 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н(ред. от 31.05.2011)"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(Зарег "Общих положений" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н(ред. от 31.05.2011)"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(Зарег Квалификационных характеристик должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) ​(ЕКС) , но надо выполнить ряд условий.
Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 даны разъяснения о порядке применения пункта 9 раздела "Общие положения" вышеназванного приказа.
В частности, отмечено следующее. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, призвана выполнять задачу коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующих рекомендаций для работодателя.
В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.
С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.
Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.
При применении п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие "в порядке исключения" при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 г. № 9.




Елена горбунова, 18 мая 2013
Я работаю в коррекционной школе восьмого вида учителем технологии (швейное дело) 5 лет. Имею высшее образование, квалификация - педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии и учитель-логопед. Прошла курсы в МИОО по теме: "Использование инновационных технологий в трудовом обучении школьников с нарушенным интеллектом (швейное дело)" в 2007 и 2012 годах. Была аттестована на первую квалификационную категорию по должности "учитель" 19 февраля 2013 года. Директор школы сказала, что мое образование не позволяет мне работать в должности учителя. Ответьте пожалуйста, права ли директор школы?
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н(ред. от 31.05.2011)"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(Зарег В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравслцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) требованиями к квалификации по должности учителя установлено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, разделом "Общие положения" вышеупомянутого приказа в п. 9 установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 даны разъяснения о порядке применения пункта 9 раздела "Общие положения" вышеназванного приказа.
В частности, отмечено следующее. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, призвана выполнять задачу коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующих рекомендаций для работодателя.
В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.
С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.
Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.
При применении п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие "в порядке исключения" при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 г. № 9.
В рассматриваемом случае достижения учителя весомы, поэтому можно применить п. 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования и дать возможность учителю продолжить работу. ​

Ольга Токарь, 16 мая 2013
Считаются ли рабочими дни в туристических поездках с детьми во время школьных каникул? Нужно ли отрабатывать свои часы , если продолжительность поездки занимает больше дней, чем каникулы? Все поездки оформляются по приказу учебного заведения.
Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69"Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110) Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Согласно п. 4.1. Положения периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3. Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Положением предусмотрено, что выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (пункт 2.1.). При этом нормируемая часть рабочего времени включает проводимые уроки (учебные занятия) (пункт 2.2.).

А в пункте 2.3. поясняется, что другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей. Таким образом, учителю вменяются обязанности, которые не нормируются, не оплачиваются, но требуют затрат его времени.

В пункте 2.3. Положения дается широкий перечень таких ненормируемых и неоплачиваемых работ, вытекающих из должностных обязанностей. В общем виде это: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий; организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям; подготовка к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучение их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Безусловно, все дни экскурсии являются рабочими для учителя.

Многие из вышеуказанных оздоровительных, воспитательных и других мероприятий осуществляются в выходные и нерабочие праздничные дни. К таким мероприятиям можно отнести и проведение экскурсий. Статья 153 Трудового кодекса РФ в этих случаях предусматривает оплату работы не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Однако в связи с тем, что «другая» педагогическая работа не конкретизируется в часах, работодатели (школы) лишены возможности исполнять это требование закона, а учителя вынуждены просить о предоставлении другого дня отдыха. Предоставление другого дня отдыха учителю возможно лишь в каникулы, время которых оплачивается по ранее рассчитанной в соответствии с количеством уроков зарплате. При этом формально нарушается правило ст. 153 ТК РФ о том, что в случае предоставления другого дня отдыха этот день оплате не подлежит. Ситуация фактически не имеет законного способа решения, отдельно оплатить работу учителя в выходной или праздничный день школа не может по причине невозможности расчета такой оплаты.

Что касается необходимости отработать пропущенные в связи с экскурсией уроки, то надо иметь в виду, что проведение экскурсии относится к так называемой "другой части педагогической работы", связанной с преподавательской работой, но не являющейся непосредственно преподавательской работой с нормируемой частью рабочего времени. Нормируемая часть рабочего времени - это часы уроков, которые необходимо выполнить за ставку. Поэтому пропущенные в связи с экскурсией уроки придется отрабатывать.

Профсоюз работников образования и науки РФ рекомендует в целях решения вопросов, связанных с замещением и оплатой уроков отсутствующих учителей, использовать следующие варианты.

Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности, которым за дополнительно проведенное количество часов занятий по этому же предмету должна производиться почасовая оплата.

В исключительных случаях, когда такую замену осуществить невозможно, может иметь место замещение отсутствующих педагогов учителями, преподающими другие предметы, которые во временно свободные часы могут пройти программу по своему предмету несколько вперед, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего учителя отсутствующий мог восполнить пропущенную программу уже по своему предмету.

По сложившейся практике оплата труда учителей при таком замещении будет производиться следующим образом.

Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную плату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.

Отсутствовавшему же учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся.



Линда Зириньш, 13 мая 2013
Я работаю в негосударственном общеобразовательном учреждении "Смоленская Православная гимназия". В этом году наши педагоги столкнулись с проблемой получения категорий. Во всех инстанциях им отказали в прохождении аттестации на высшую категорию, так как они работают в негосударственной школе. Правомерно ли это? Или все же учитель негосударственной школы имеет право защищаться на категорию?
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 по аналогичному вопросу даны следующие разъяснения. Для распространения Порядка аттестации педагогических работников, установленного для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, на педагогических работников образовательных учреждений, не являющихся государственными или муниципальными, а также педагогических работников учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными, требуется внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В настоящее время в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а в соответствии со статьей 29 указанного Закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, - организация и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Вместе с тем негосударственные образовательные учреждения, а также другие учреждения и организации, в которых имеются должности педагогических работников, могут самостоятельно принимать решение о проведении аттестации педагогических работников в порядке и на условиях, определяемых этими учреждениями и организациями с учетом положений, предусмотренных статьями 81, 82 Трудового кодекса РФ. При этом может быть использован порядок аттестации, установленный для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Результаты такой аттестации другой работодатель вправе не учитывать, так же как могут не учитываться в негосударственных образовательных учреждениях результаты аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Обращаем внимание, что Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) в ст.49 четко предусмотрено, что проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (с 1 сентября 2013 года) проблем с аттестацией у вас не должно возникнуть.



Ирина Ушакова, 1 мая 2013
Я работаю учителем информатики более 10 лет, аттестована на I квалификационную категорию как учитель информатики, прошла курсы повышения квалификации по информатике, являюсь победителем конкурса учителей информатики "Лучший ИКТ-урок", занимаюсь инновационной деятельностью в образовательном учреждении в сфере информационных технологий. Мои ученики имеют достижения в различных конкурсах по информатике. Но в дипломе моя специальность "Математик". Имею ли я право работать учителем информатики?
<Письмо> Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59"Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравслцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) требованиями к квалификации по должности учителя установлено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Кроме того, разделом "Общие положения" вышеупомянутого приказа в п. 9 установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 даны разъяснения о порядке применения пункта 9 раздела "Общие положения" вышеназванного приказа.

В частности, отмечено следующее. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, призвана выполнять задачу коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующих рекомендаций для работодателя.

В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

При применении пункта 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие "в порядке исключения" при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н).

В рассматриваемом случае достижения учителя в области преподавания информатики весомы. Несомненно, что в данном случае возможно применить пункт 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования. Вы можете работать учителем информатики.



Елена Красникова, 23 апреля 2013
В период летних каникул в учреждении дополнительного образования детей приказом Учредителя создаётся летний оздоровительный лагерь. Директор издаёт приказ о назначении методиста детского центра на должность воспитателя в отряд. Требуется ли согласие работника в этом случае. Заранее спасибо!
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 29.12.2012) Существуют два основных варианта организации оздоровительного лагеря, каждый из которых подразумевает определенную специфику в оформлении трудовых отношений. Первый вариант - организация оздоровительного лагеря на базе образовательного учреждения (общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования). В этом случае, как правило, к работе привлекаются работники данного образовательного учреждения.
В большинстве случаев руководители образовательных учреждений при организации лагерей просто поручают педагогическим работникам работу, основываясь на графике работы на летний период. При этом приказов о переводе или других приказов не издается. Такой порядок нарушает действующее законодательство и в связи с этим может повлечь за собой различные санкции федеральной инспекции труда.
Обращаем внимание, что ст. 362 ТК РФ установлена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, определенном федеральными законами.
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена КоАП РФ. Общая норма об ответственности за любое (кроме специально указанных в КоАП РФ) нарушение законодательства о труде и охране труда установлена в ст. 5.27 КоАП РФ, которой определено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а в отношении лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусматривается дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
На основании ТК РФ руководитель образовательного учреждения должен издать приказ о перемещении педагогических работников учреждения на период каникул на работу в структурное подразделение с выполнением тех же педагогических функций и в том же объеме. В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. При этом не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора, определенных его сторонами.
Трудовая функция согласно ст. 57 ТК РФ относится к обязательным условиям трудового договора, изменение которых возможно только по соглашению обеих сторон (ст.72 ТК РФ).
Основная трудовая функция учителей и воспитателей на период каникул не меняется, так же как и по основной работе, - это обучение и воспитание. Однако основную функцию методиста - осуществление методической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах) – в вашем случае при переходе на должность воспитателя можно рассматривать как измененную. И потому на работу с такими условиями требуется ваше согласие.
В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если они вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в ч. 2 данной статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника. При таком переводе оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
В определенных случаях сотрудник имеет право отказаться от работы в лагере и еще по одному основанию. Изменение рабочего места или структурного подразделения можно признать перемещением только в том случае, если при заключении трудового договора это рабочее место или структурное подразделение не оговаривалось и трудовым договором не предусмотрено. Если же рабочее место или структурное подразделение указано в трудовом договоре, то оно является его обязательным условием и, следовательно, может быть изменено только с письменного согласия работника. В п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" сказано, что если в трудовом договоре место работы сотрудника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что его изменение возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в данном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора. Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки.
Второй вариант организации оздоровительного лагеря на базе загородных оздоровительных центров, являющихся самостоятельными юридическими лицами. Если речь идет о таком лагере, то, безусловно, необходимо заключение отдельного трудового договора, заставить подписать который вас никто не имеет право. ​

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Надежные Адвокаты Москвы на нашем сайте.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.