...электронные образовательные ресурсы, инструментальные средства для их создания, редактирования, а также конструктор основной образовательной программы. Начиная с 2017-2018 учебного года все столичные школы начали работать в МЭШ.

В настоящее время электронная библиотека МЭШ (https://uchebnik.mos.ru), наряду с электронным журналом-дневником стала доступна всем педагогам, родителям и школьникам. Вход для школьников и их родителей в библиотеку и электронный дневник МЭШ осуществляется через портал государственных услуг. Каждый педагог обязательно найдет в библиотеке МЭШ множество материалов по разным образовательным областям и уровням образования. В библиотеке содержится 7 видов электронных материалов: учебники, электронные учебные пособия, сценарии уроков, тесты, художественная литература, дополнительные материалы и интерактивные приложения.

В библиотеке МЭШ по финансовой грамотности содержится большое количество образовательных материалов для 5-9 и 10-11 классов. Для начальных классов материалов, к сожалению, пока нет. Есть разные виды материалов с 5 по 11 класс по следующим темам: личный финансовый план, банковские продукты и услуги, расчетно-кассовые операции, страхование, пенсии, налоги, инвестиции, финансовое мошенничество и финансовая безопасность. Данные темы являются базовыми для формирования финансовой грамотности школьников. Жаль, что не все из них достаточно хорошо представлены в библиотеке.

Знакомство с материалами по формированию финансовой грамотности школьников в библиотеке МЭШ показывает, что больше всего в ней содержится электронных сценариев уроков, разработанных учителями разных предметов. Особо хочется отметить сценарии уроков по основным общеобразовательным предметам. Учителя используют вопросы финансовой грамотности для насыщения предметов практическим содержанием, что способствует повышению качества обучения по предмету и уровня финансовой грамотности одновременно.

Например, сценарий межпредметного урока по информатике и алгебре «Построение компьютерных моделей», разработанный учителем информатики Еленой Юрьевной Киселевой. На уроке ребятам предлагается решить задачу: «Алексей устраивается на работу в отдел продаж. Заработная плата состоит из оклада размером (20 000 рублей) и премии, которая начисляется в зависимости от успешности сделок. Каждый месяц может быть совершено до 4 сделок, каждая из которых успешна с вероятностью 0,4 независимо от остальных. Премия за каждую успешную сделку составляет 10 000 рублей. Постройте компьютерную модель – программу на языке программирования, которая получает на вход четыре числа: размер оклада, максимальное количество сделок в месяц, вероятность успешности сделки, размер премии за успешную сделку и моделирует, какое количество денег заработает Алексей в каждый месяц года и суммарно за год».

Ученики, решая эту финансовую задачу, строят компьютерную модель, которая помогает анализировать различные модели формирования заработной платы, одновременно с этим закрепляют знания по статистике и теории вероятностей и финансовой грамотности.

В библиотеке МЭШ содержится много электронных сценариев уроков по математике, обществознанию, информатике, в которых представлены задания в формате ОГЭ, ЕГЭ, практические ситуации, кейсы из области финансовой грамотности. Учителя могут выбрать любой из понравившихся им уроков, скачать в папку «Мои материалы», откорректировать урок, если это требуется, и использовать для проведения занятий.

Следует отметить, что практически во всех электронных сценариях содержатся интерактивные, тестовые, проблемные задания, кейсы, тематические видеоролики. Есть в библиотеке уроки-практикумы, например, урок «Как спланировать покупки: учись считать деньги» (учитель – Ольга Геннадьевна Мазурова); уроки-исследования, например, урок «Налоги. Платить или не платить? И, если платить, то как?» (учитель – Татьяна Михайловна Косухина).

Уроки МЭШ полностью соответствуют требованиям ФГОС, на каждом этапе урока запланированы различные виды деятельности: парная и групповая работа, практикумы, учебные проекты и др. Например, электронный сценарий урока «Кредит» для основной школы, разработанный учителем Евгением Викторовичем Марковым. Урок состоит из 9 этапов, на каждом из которых учитель подобрал интересные задания: работа с определением, схемой, текстовой информацией, официальными Интернет-источниками, видеофрагментом, задание в формате PISA, задание с использованием материалов Москвы. Все составленные учителем задания позволяют на каждом этапе урока включать школьников в различные виды деятельности.

Использование таких сценариев для проведения своего урока позволит учителям проводить интересные, практикоориентированные занятия, мотивирующие учеников к изучению вопросов финансовой грамотности.

В разделе каталога библиотеки МЭШ «Электронное учебное пособие» по финансовой грамотности пока имеются только два ресурса – «Путеводитель по бюджету города Москвы на 2017-2019 годы. Бюджет для граждан» и «Зачем нужна страховка». Оба пособия содержат много полезной информации, которую учителя могут использовать для проведения дискуссий, семинаров по обсуждению актуальных проблем пенсионного обеспечения, налогов, страхования и др. Кроме того, их можно использовать для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Раздел каталога библиотеки МЭШ «Тесты» по финансовой грамотности тоже пока не велик, здесь содержатся только тесты по финансовой арифметике с сайта http://вашифинансы.рф. Несмотря на то, что в данный момент не все виды электронных материалов по финансовой грамотности представлены в библиотеке МЭШ, работа в этом направлении активно ведется. В Федеральном методическом центре по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, начиная с октября 2016 года по настоящее время, прошли повышение квалификации более 1500 педагогов, которые выполняли методические проекты. Лучшие методические проекты сейчас размещаются педагогами в библиотеке МЭШ.

Учителя, активно использующие образовательные ресурсы библиотеки МЭШ, отмечают, что работать с ними очень легко и удобно. Главное, чтобы во время учебных занятий не исчезал Интернет!

Успешное формирование финансовой грамотности школьников предполагает создание специальных условий в общеобразовательных организациях. Одним из таких условий

может стать использование разных видов образовательных материалов Московской электронной школы в практической деятельности учителей.

Об авторе:

Наталья Васильевна Новожилова – методист Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ.