Уже запущены Московская электронная школа и Российская электронная школа, с конца минувшего года идут дискуссии о том, каким образом наиболее успешно и эффективно реализовывать приоритетный проект «Цифровая школа»... А какими достижениями школы «цифрового века» пользуетесь вы? Без каких электронных образовательных ресурсов и новых технологий не может, по вашему обойтись, ни один урок? Обсуждение этого насущного вопроса начинают коллеги из Брянской области.

Наталья Лукутина, учитель биологии Лопушской средней общеобразовательной школы Выгоничского района имени Н.М. Грибачева:

- Обычно я применяю свои электронные разработки к уроку (текстовые документы, презентации), подбираю иллюстрации и видеофрагменты из Интернета. Но охотно использую и сетевые электронные ресурсы, особенно при дистанционном обучении. Наиболее часто использую видеоресурсы интернет-проектов: «InternetUrok.ru», «Инфоурок». Хорошие уроки проекта «Videouroki.net», но в свободном доступе их мало, нужно покупать диски по каждому классу. На YouTube предпочитаю канал Петра Гамбаряна.

Основные причины, по которым лишь изредка использую другие интернет-ресурсы, это наличие фактических ошибок, недостоверной информации; неудачный подбор иллюстраций, анимации и видеофрагментов, плохая дикция ведущих урока; выделение в качестве главных второстепенных, на мой взгляд, признаков, фактов, закономерностей; несоответствие содержания видеоурока заявленной теме программы по биологии.

Несомненно, что электронное обучение с помощью Интернет-ресурсов помогает и учителю, и ученику. Но абсолютизировать и идеализировать такую форму, вводить ее в широкую или обязательную практику не стоит. Потому что идеальный ресурс создать невозможно, ведь каждый учитель имеет свою дидактическую и методическую систему, свой стиль преподавания, к тому же в ходе урока приходится импровизировать, действовать не по шаблону, ориентируясь на обратную связь с учеником.

И, конечно же, экскурсию, лабораторную или практическую работу заменить созерцанием видеоурока вообще невозможно.

Полностью перейти на электронное обучение – это или добровольность, или вынужденность (в условиях нехватки учителей-специалистов, учебников и пособий, наглядности), чем острая необходимость. В этом плане мне больше импонирует обучение по электронным учебникам, если в школе есть такая возможность.

Людмила Акименко, учитель русского языка и литературы гимназии № 4 Брянска:

- При подготовке к уроку я пользуюсь компьютером, интерактивной доской, которая работает по принципу планшета. С Российской электронной школой я знакома, в нашей гимназии была ее апробация, и мне все очень понравилось. Мы смотрели видеоуроки для 5 и 6 класса, было очень интересно. Готовясь к занятиям, часто захожу на различные педагогические сайты и в сообщества. Например, «Инфоурок», где зарегистрирована, также пользуюсь сайтами других учителей, мы с коллегами являемся членами клуба «1 сентября». А вообще при подготовке к занятиям я использую множество ресурсов.

Юлия Филичева, учитель биологии Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина:

- При подготовке к урокам использую различные электронные пособия, которые выпускались с незапамятных времен, к примеру, компанией «Кирилл и Мефодий». Достаточно много мультимедийной продукции выпустила компания «Новый диск». Сегодня к учебникам разных линий существует большое количество методических материалов в виде мультимедийных дисков, готовых уроков, различных вспомогательных материалов. К примеру, это линии, которые выпускает издательство «Дрофа». Мы учимся по другим линиям, но в принципе возможно использовать и эти материалы. Практически на каждом уроке использую Интернет, у нас есть свободные точки доступа Wi-Fi, можно по вопросам давать детям задание, и они молниеносно находят нужную информацию. Использую также и различные ролики, которые выкладываются на YouTube. Неплохие порталы «Инфоурок» и «1 сентября», где выкладывают интересные методические разработки, из которых что-то можно почерпнуть.

Я и мои коллеги работаем с электронными ресурсами, которые нам предоставляются «Школой цифрового века». Там в электроном варианте есть и методические пособия, и различные педагогические журналы типа «Биология в школе», «Химия в школе» и т.д. Это очень помогает. По крайней мере можно изучить все новые подходы к преподаванию и посмотреть интересные методические новинки. Даже при подготовке к олимпиадам можно использовать материал, который в формате Интернет-ресурсов выкладывают факультеты МГУ. В частности, мы пользуемся разработками биологического факультета МГУ для подготовки наших учеников к участию в олимпиадах регионального и российского уровня. Преподаватели и участники олимпиад прошлых лет пошагово рассказывают о том, каким образом проводить тот или иной эксперимент, как ответить на тот или иной вопрос практического тура, что обычно вызывает сложности... Но что я хотела бы сказать: на мой взгляд, никакой электронный вспомогательный и современный ресурс не заменит слово учителя и ту живую энергетику, которая присуща общению «учитель – ученик».

Татьяна Корнюшина, учитель математики гимназии № 4 Брянска:

- При подготовке к урокам обращаюсь к учительскому образовательному порталу, к сборникам презентаций на сайте «1 сентября», беру готовые презентации видеоуроков. Также существует много открытых конкурсных сайтов, где учителя размещают материал для аттестации и на этих порталах можно не только разместить свои материалы, но и взять готовые материалы коллег. У меня в кабинете компьютер и телевизор, которыми я пользуюсь. В гимназии есть два компьютерных класса, у коллег – интерактивная доска. Если нам нужно поменяться кабинетами на урок, где компьютеры нужны каждому ученику, мы спокойно меняемся. У нас еще существуют переносные классы. Есть полностью набор ноутбуков для всех учеников, а потому они не привязаны к какому-то одному кабинету. Каждый учитель адаптирует материалы под себя, полностью подходящих для него нет в чистом виде. Мы, конечно, можем критиковать Российскую электронную школу, можем не критиковать, но она довольно успешно облегчает труд учителя.

Фото автора

От редакции:

А какими электронными ресурсами пользуетесь лично вы?

Читайте также:

Виктор Болотов. Даешь «цифру»! 
Михаил Кушнир. Риски и перспективы «Цифровой школы»