Одни школы уже начали использовать различные образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения РФ, дополнительные программы и средства связи, которые позволяют вести уроки онлайн, передавать видеолекции школьникам, консультировать их в режиме реального времени. В распоряжении других школ есть только печатные учебники, выданные школьникам в начале учебного года, и электронный журнал, на основе которого организуется дистанционное обучение. И таких немало. Но в обоих случаях следует учитывать, что нагрузка на учащихся при дистанционном обучении значительно возрастает, так как увеличивается объём самостоятельной работы школьников и отсутствует непосредственное педагогическое руководство.

В этой статье мы рассмотрим один из самых простых способов организации обучения на дому, который требует только наличия учебника и электронного журнала у учителя (а значит — и электронного дневника у школьников). В этом случае дистанционное обучение организовывается на основе принципов проектирования домашней учебной работы, однако в существующих условиях учителю необходимо будет внести в неё ряд изменений.

Если раньше, при классно-урочной системе обучения, учитель планировал заранее содержание домашней учебной работы школьников (отбирал домашние учебные задания и дополнительный теоретический материал), мог корректировать её по ходу урока в зависимости от уровня освоения изучаемой темы школьниками, то в условиях дистанционного обучения быстро скорректировать домашнюю работу не получится. Её надо заранее тщательно планировать, особое внимание уделяя входящим в неё домашним учебным заданиям. При этому домашние учебные задания являются организующим ядром домашней работы, и изменения должны коснуться прежде всего их.

Анализируя работу школ по переходу к дистанционному обучению в марте 2020 года, можно отметить, что в основном оно было организовано в форме выдачи учителями ряда заданий из учебника для самостоятельного выполнения школьниками, например, через электронный дневник или мессенджеры. 

Может ли такая работа быть плодотворной и приносить результаты? Ведь, возможно, что в некоторых школах дистанционное обучение будет организованно только по этой модели. Конечно, да, но в этом случае следует понимать, что учебные задания, составляющие самостоятельную домашнюю работу школьников по предмету, должны быть доработаны учителем. Попробуем ответить на самый важный вопрос — как?

1. Главное не количество, а качество.

В первую неделю дистанционного обучения школьники говорили о том, что им приходится выполнять как задания, предназначенные для классной работы, так и задания, спланированные учителем для домашней работы. Такой подход нам представляется нецелесообразным. Теперь это не классная работа, а полностью домашняя. Проектируется она, как правило, на один день и выполнять её школьник будет в течение одного дня. Также самостоятельная работа должна быть подчинена идеи целостности и решать определённую учебную задачу за одно выполнение.

Вместе с тем, если делить задания на две части, то их окажется больше, чем обычно учащиеся выполняют в классе и дома, а, следовательно, время на выполнение существенно увеличится. С этим связана и проблема перегрузки учащихся домашними заданиями. При определении количества заданий для школьника следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебные проблемы.

Поэтому лучше выдавать домашнюю работу по предмету, состоящую из одного или нескольких учебных заданий, подобранных в соответствии с поставленной учебной задачей и «записанных» в электронном дневнике в порядке выполнения, который задумал учитель.

2. Тщательный отбор домашних учебных заданий.

В условиях дистанционного обучения домашнее учебное задание для школьников должно отбираться с особой тщательностью, так как именно оно становится центральным звеном в достижении школьниками конкретной учебной цели, поставленной учителем на определённый период (например, научиться орфографически верно писать имена существительные с суффиксами -чик и -щик). Основными требованиями к домашнему заданию становятся следующие:

  1. задание должно быть понятным ученику: включая понимание, что он будет делать, где он будет это делать, как он будет это делать, какие дополнительные средства обучения ему понадобятся, как он передаст работу учителю;

  2. задание должно быть посильным и доступным для самостоятельного выполнения учениками: зачастую школьнику некому помочь с выполнением домашних заданий, и он просто не делает то, с чем не может справиться сам;

  3. задание должно быть интересно школьнику: например, упражнение из учебника можно всегда дополнить ссылкой на интересный фильм по изучаемой теме, порекомендовать электронный ресурс или изменить задание учебника, добавив творческий вопрос.

3. Включение в учебное задание теоретического материала.

Выдавая учебное задание для самостоятельной работы школьникам, даже если его целью является повторение пройденного, в условиях дистанционного обучения необходимо дополнять его теоретическим материалом, который может понадобиться для его выполнения. Сделать это можно, например, так (на примере учебного задания по предмету «Русский язык»):

1 вариант (краткий)

Для выполнения упражнения 350 опирайтесь на правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных» на странице 164 учебника и на алгоритм выполнения, записанный в синей рамке на стр. 166. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

2 вариант (дополненный)

Для выполнения упражнения 410 вам необходимо вспомнить 3 правила: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Правописание непроверяемых гласных в корне слова». Начинайте выполнение задания только после ознакомления с дополнительными материалами. В этом случае учитель дополняет задание файлом (например, электронной презентацией), в котором сформулированы названные правила, ссылкой на интернет-ресурс, где они размещены, видеолекцию и т.п.

4. Усиление педагогического сопровождения выполнения домашних заданий.

Школьники, как и учителя, только начинают адаптироваться к изменившимся условиям обучения, поэтому возрастает роль педагогического сопровождения выполнения учебных заданий. Сопровождение может быть как опосредованное, так и непосредственное. Рассмотрим оба эти вида.

В условиях дистанционного обучения возрастает роль опосредованного педагогического сопровождения, при котором учитель через инструктаж к выданному учебному заданию объясняет особенности его выполнения. При этом в настоящее время важен инструктаж как организационного, так и содержательного характера.

  • Примеры инструктажа организационного характера:

— Для выполнения задания №235 вам понадобится учебник, тетрадь для письменных работ, карандаш, ручка, линейка, транспортир.

— Откройте рабочую тетрадь на странице 118, не забудьте, что перевод слов, встречающихся в этом упражнении, размещён на стр. 245 в конце учебника.

— Выполните задание до 18.00, а затем передайте его учителю через установленные средства связи.

— Выполнение полученного задания рекомендуется разделить на два этапа по 20–25 минут каждый. На первом этапе решите задачу №5 на стр. 183, а на втором — выполните рисунок к ней. Между этапами сделайте 10-минутный перерыв с проветриванием помещения и гимнастикой для глаз.

— При возникновении затруднений обратитесь к школьному справочнику и перечитайте информацию по теме «Доли». Если затруднения после этого останутся — обратитесь к учителю с 15.00 до 16.00 через школьный электронный дневник.

  • Примеры инструктажа содержательного характера:

— Для выполнения задания воспользуйтесь приложением к учебнику со справочными материалами на стр. 14 и 15.

— Запишите дату выполнения задания, затем выпишите из упр. 456 только глаголы совершенного вида, а затем — несовершенного. Не забудьте, что глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? А глаголы несовершенного вида — на вопрос что делать? Затем выделите глагольный суффикс и окончание, после этого вам будет легче выполнять задания 2 и 3 в этом упражнении.

Непосредственное педагогическое сопровождение выполнения учебных заданий также крайне необходимо. Оно может быть организовано через проведение консультаций или уроков, проводимых онлайн, по телефону или через разнообразные мессенджеры.

5. Переход к разным видам проверки и оценивания выполненного домашнего задания.

Несомненно, выполненные школьниками домашние учебные задания должны быть проверены и оценены учителем. Причём этот процесс является непростым для всех участников образовательных отношений, поэтому и относиться к нему нужно ответственно.

При оценивании выполненного учебного задания школьниками в формате дистанционного обучения учителю необходимо учитывать не только результат выполнения задания, который может быть хуже, чем при классно-урочной системе обучения (что является нормальным), но и старание школьника, аккуратность выполнения, стремление передать учителю выполненную работу разными способами, улучшить её по его рекомендациям, переделать, выполнить дополнительные задания, а также выполнить дополнительную учебную работу, не заданную учителем, но свидетельствующую о повышенном интересе учащегося к изучаемой теме.

В условиях дистанционного обучения учитель может не всегда применять оценивание по пятибалльной системе, а использовать новые виды оценивания, только внедряющиеся в систему российского образования. Прежде всего, это относится к формирующему оцениванию, которое как нельзя лучше позволяет не только проверить работу школьника, но и организовать обратную связь с учащимися на основе комментариев, помет, рекомендаций к выполнению работы над ошибками и к дальнейшей индивидуальной работе школьника по предмету. Формирующее оценивание как бы встроено в процесс обучения и направлено на реализацию идеи индивидуальной траектории обучения школьника, так как комментарии и рекомендации у каждого ученика от учителя будут свои. Преимущество этого вида оценивания заключается ещё и в психологическом комфорте школьника, который понимает, что выполненная работа важна не только для него, но и для учителя, который может как высказать свои замечания к ней, так и похвалить, приободрить школьника.

Таким образом, эффективное дистанционное обучение может быть организовано разными способами, в том числе и на основе заданий из учебника. Главное не забывать, что школьники, как и учителя, только начинают привыкать к изменившимся условиям обучения, поэтому необходимо с уважением относиться ко всем участникам образовательного процесса, понимать проблемы и трудности, связанные с новой формой обучения, и быть терпеливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.

Об авторе:

Ирина Владимировна Ускова — научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук

Фото из архива автора