… профессиональной ориентации. Это результаты недавнего исследования портала Работа.ру. 

Дети ориентируются в выборе профессии на предметы, которые даются им легче или на углубленное изучение тех или иных дисциплин в конкретной школе. При этом сегодня знания одного предмета категорически недостаточно для профессиональной реализации. Менее 40% ребят имеют к выпускным классам опыт проектной деятельности. Системы поддержки талантов в сферах, не входящих в школьную программу, практически нет.

Но есть же дополнительное образование, скажете вы. Да, работают детские технопарки «Кванториумы», ежегодно принимают ребят со всей России «Сириус» и «Артек», да и просто есть немало кружков, где ребят знакомят с различными специальностями, учат иначе мыслить и действовать, задают форматы проектной работы. Все это верно, но остается актуальным вопрос – а что с этими навыками делать дальше, как их «приземлить»? Уверена, что ребятам, и особенно старшеклассникам, нужно показывать все возможности, которые есть в регионе – и в плане учебы, и дальнейшего трудоустройства, и вовлечения в общественно значимые проекты, и включения в местные сообщества. 

В 2018 году мы запустили программу «Кадры будущего для регионов». В 7 регионах начали отбирать активных, амбициозных, неравнодушных школьников и формировать из них региональные лидерские команды. Каждая команда – это школьники, которые прошли первичный отбор на основании поданной ими заявки, тьюторы из числа студентов местных вузов и наставники, то есть представители политической, научной или профессиональной элиты региона.

Для каждой команды была сформирована обучающая программа. Ребята получили возможность социальных и профессиональных проб и стажировок в разных отраслях экономики, на ключевых предприятиях региона. На финальной стадии участники должны были защитить командный проект с учетом полученных знаний и опыта, и что самое главное – его реализовать. Всего в 2018-м – начале 2019 года через программу прошли 1400 детей.

Проведя установочные сессии с теми, кто прошел отбор, мы увидели, что каждый третий среди старшеклассников еще не определился с будущей профессией. Увы, даже в старшей школе ребята не умеют выходить из обозначенных границ, мыслят и представляют проекты шаблонно, не связывают проекты с тем, что им на самом деле интересно.

Но кое-что удалось поменять. С детьми говорили на равных, они чувствовали себя партнерами, ощущали ответственность за свои проекты. И уже в октябре этого года на тематической смене в «Артеке» я увидела совсем другие глаза. Нам удалось научить ребят смотреть на проблемы шире, искать – и находить! – решения, инструменты для внедрения своих идей. Мы провели анализ и выяснили, что у 17% участников первого набора программы появилось желание связать свое будущее со своим регионом. 41% ребят укрепились в своем решении остаться учиться и работать на малой родине, 6% все же решили учиться в другом регионе, но после завершения учебы хотят вернуться на работу в родной край.

Наши дети, безусловно, мощнее, амбициознее, подготовленнее нас. Что можем сделать мы, взрослые, чтобы их поддержать? Продолжать с ними работать, прислушиваться к ним, слышать их идеи и не скупиться на ресурсы – в первую очередь временные. Даже если нам самим на что-то порой не хватает времени, на помощь ребенку должно хватить.

В этом году масштаб «Кадров будущего для регионов» стал существенно больше – в программу отобраны 5,5 тысячи участников из 23 субъектов. По итогам «летних школ» появились 404 проектных команды, которые предложили свои проекты в различных сферах и отраслях. Ребята второго набора программы уже готовятся к стажировке на 376 предприятиях своих регионов.

Что дает программа ее организаторам и тем, кто ее поддержал? Во-первых, это новый и доказанно работающий механизм выявления мотивированных и социально активных детей. Во-вторых, это модель подготовки профессиональных тьюторов и наставников для работы с детьми. В-третьих, это инструмент анализа привлекательности регионов для молодежи. А для предприятий – это возможность сформировать точный запрос на подготовку специалистов и принять участие в их подготовке. Ну и конечно, это целый набор действенных инструментов профориентации и мотивации школьников. 


Об авторе:

Светлана Витальевна Чупшева – генеральный директор Агентства стратегических инициатив


Фото АСИ