Случайные, не любящие свое дело педагоги, долго не задерживаются в учительской среде. Ведь работа с детьми – это огромный труд, который требует от тебя колоссальных затрат времени и терпения. Невольно вспоминаются прекрасные слова Роберта Рождественского:

Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм!

Урок физической культуры – это не только обучение правильному выполнению упражнений и развитию двигательных качеств. Прежде всего, мы и на уроках, и вне их – воспитатели. И поэтому, без сомнения, наша задача – не выпуск упертых громил и модниц со стройной фигуркой, а созидание и формирование людей, обладающих помимо развитых мышц и полезных навыков, поддерживающих здоровье и работоспособность, еще и высокими моральными качествами, и развитым интеллектом.

Простые термины «гол», «фол», «очки», «секунды», «побегали, попрыгали, подышали...» таят в себе огромную кладовую знаний и умений. Избрав эту профессию, учитель оказывается в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие совсем не в той мере, как учитель математики, истории или литературы.

С первых своих школьных дней дети готовы любить учителя, готовы выполнять его задания, особенно, если они увлекательны и интересны. Но детская любовь хрупка и чутко реагирует на всякую фальшь, неискренность, равнодушие, а, главное, на неумение.

От учителя и только от него зависит, появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли у ребенка в сознании потребность заботиться о своем здоровье, научатся ли ребята активно противостоять вредным привычкам, усвоят ли для себя такую простую житейскую мудрость: «На умелого равняйся, слабому помогай». Станет ли для учеников культура физическая частью их личности? Станет ли любовь учеников к этой дисциплине долгой и прочной? А возможно это только тогда, когда любовь взаимна, когда учитель самозабвенно любит ребят и свое дело.

Профессия учителя физической культуры не терпит дилетантов. Она требует одаренности, особых личностных качеств: быть лидером, заводилой, душой любого коллектива – как взрослого, так и детского. Когда видишь, как дети гурьбой ходят за учителем, слушают и боготворят его, думаешь: «Наш человек». Нельзя быть учителю черствым и равнодушным. Учитель должен уметь изучать индивидуальные особенности школьников, регулировать отношения между детьми в классе. Проблемы детей должны стать его проблемами.

Многое зависит и от заинтересованности руководителя образовательной организации в успешности учителей и учащихся. Одна из составляющих этого – материальная сторона: место для занятий, инвентарь. Мне очень повезло, что я работаю в таком учреждении, где этому уделяется большое внимание. У нас два прекрасных спортивных зала, большой с наливными полами считается одним из лучших в Липецкой области, танцевальный класс, тренажерный зал, где каждый ребенок, учитывая свои потребности и особенности своего здоровья, может себя полностью реализовать. 

Об этом свидетельствуют победы наших учеников в соревнованиях всероссийского, регионального и муниципального уровней. При сдаче норм ГТО учащихся нашего лицея, получивших золотой значок, было больше, чем в других школах. А это тоже заслуга учителей физкультуры, которые смогли привить детям любовь к занятиям спортом. Да, и каждый из них сам не ударил в грязь лицом: все сдали нормативы на золотой значок, каждый в своей ступени.

Чем выше мастерство учителя, глубже и обширнее его знания, а также крепче любовь к своим ученикам, тем больше его уроки похожи на маленькие спектакли, где каждый ученик знает свою роль и с удовольствием исполняет ее. Команды и шутки принимаются с готовностью, а звонок с урока – с сожалением.

Только хороший учитель знает, как непросто сделать урок полезным, интересным, легким. Сколько надо придумать, проиграть, сколько запомнить, предвидеть и даже смастерить своими руками. С годами и опытом желание дать хороший урок не становится меньше, желание придумать, смоделировать, изобрести, заинтересовать только обостряется.

Каждому из нас необходимо выработать гуманистический стиль взаимоотношений учителя и ученика, настроенность на работу и успешность своих учеников. За основу должна быть взята работа на конечный результат. Но ведь не только физические качества и знания учитель должен заложить и развить в своих учениках. В первую очередь, он обязан воспитать своих учеников хорошими людьми, достойными членами нашего общества.


Об авторе:

Татьяна Викторовна Ковалева – учитель физической культуры высшей категории, лицей №5 г. Ельца, Липецкая область