…костюмы или блузу с юбкой. Но две мои учительницы, которые обожали свой предмет, я думаю дали мне толчок к созданию моего собственного образа. В том числе визуального.

Первая – математик, не красавица, но всегда очень аккуратно одета. У нее была красивая модная прическа (цвет волос она меняла от каштанового до черного), от нее всегда приятно пахло, костюмчики и блузы у нее были разные, и мы с девчонками с удовольствием ее разглядывали. Она научила нас соревноваться без злобы и зависти. Тому, кто хорошо понимал математику, выдавала дополнительные задания за бонусы (у нас даже была спецтетрадь «Допзадания по математике»). Мы на перегонки решали сложные задачки и уравнения. А потом со стационарного телефона обзванивали друг друга, узнавая у кого какой ответ (раньше-то Интернета и ГДЗ не было). И если у кого-то не сходился ответ, начиналось бурное обсуждение и каждый доказывал свою точку зрения. А еще мы знали, что у нее полная семья, любящий и заботливый муж и двое детей. И что они на выходных вместе катаются на лыжах или куда-нибудь выезжают.

Вторая – учительница литературы. Многим она не нравилась за ее «вечно не снимающийся» малиновый костюм (прости меня, моя дорогая учительница!). Но я слушала ее, раскрыв рот и мне было мало урока. Всё, что она просила и сверх того рекомендовала, я читала с удовольствием и желанием…

Обе эти учительницы были строги, но справедливы, и это особенно ценилось. Они всегда давали нам возможность исправить оценки, но не просто так – мы знали, что надо будет потрудиться. И сами помогали нам в этом.

Что же такое образ? Я посмотрела определение. Образ – это субъективное восприятие или ощущение какого-то объекта. А ведь у каждого он свой. Мы ведь даже не можем быть уверены, что созданный нами образ, и есть истинный, настоящий, а тот, кто не соответствует этому (данному) образу, странный и чудной… Хотя порой именно так нам и кажется.

Однако мы – учителя, и этот статус ко многому обязывает. Длительное восприятие нас именно как учителей порождает тот образ профессии в целом, который входит в сознание ребенка, и во многом от нас зависит, будет это образ «учительницы» или «училки». Поэтому мы не совсем свободны в высказываниях, в одежде, в образе жизни. Мы публичны. Мы всё время на виду. Буквально недавно я встретила на занятиях по йоге девушку, которая со мной поздоровалась и сказала: «Вы меня не знаете, а я вас знаю. Вы такая знаменитая». Я засмущалась и ответила: «Я же простая учительница»…

Конечно, каждый должен иметь собственное лицо, но я думаю, что мы должны быть индивидуально яркими, неповторимыми, своеобразными и в то же время в рамках своего образа мы должны нести добро и воспитанность. Наше личное поведение невольно служит другим, и особенно детям, моделью человека. Эта модель представляет определенный опыт жизни, увлекает, служит опорой для выбора линии поведения, зеркально отображается в действиях наших учеников, которые порой подражают нам. Конечно, мы не должны играть роль некоего идеального человека, но должны стараться прожить свою жизнь ярко и искренне и показать детям, что даже в наше непростое время это возможно. Главное – оставаться человеком.

А если говорить о костюме, то я стараюсь, даже если плохо себя чувствую или если у меня плохое настроение, одеться аккуратно, стараюсь улыбаться и быть легкой в общении с близкими, коллегами, детьми. Ведь наши ученики видят, слышат, наблюдают, оценивают, понимают и анализируют всё. И речь здесь не только о нашем отношении к ним.


Об авторе:

Мартынова Маргарита Анатольевна – учитель информатики МОУ «Петровский дворец», классный руководитель, Петрозаводск, Республика Карелия


Продолжение темы – в «Учительской газете» №28 от 9 июля 2019 года в рубрике «Вопрос недели».

Фото из личного архива Маргариты Мартыновой