…торжества цифровых технологий, облегчив учителям, ученикам и их родителям жизнь. Ведь, это довольно простая в работе, изначально формальная и скучная сущность, без которой невозможно было себе представить учебный процесс.

С другой стороны, их внедрение обернулось усилением бюрократизации процесса учета, усиления надзора за школой и вмешательства в ее жизнь органов управления. Вместо облегчения, существенное осложнение. Торжество закона Мерфи: «Если неприятность может случиться, она случится».

Сначала все недоумевали, что можно и что нельзя делать с журналами/дневниками. Потом дошло до поручения Администрации Президента, чтобы Минобрнауки России выпустили методические рекомендации. Они с большим скрипом создавались, но вышли – с письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 №АП-147/07. Просьбы некоторых регионов о придании рекомендациям статуса требований не получили поддержки – и оно кануло в вечность, которую изредка беспокоили скандалы, ибо почти ни во что реальное не превратились. Несколько школ по всей стране на некоторое время смогли отстоять свое видение, но их можно посчитать на пальцах одной руки, а, значит, не в счет.

Было еще пару официальных ответов локального характера в формате «обращений трудящихся»:
  • Минобрнауки России от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 (о взаимоотношениях школ и органов власти в отношении ИС)
  • Минэкономразвития России от 16.04.2019 №ОГ-Д09-3559 (о статусе региональных систем, связанных с услугой информирования об успеваемости)
В 2015 году была опубликована статья «Мифы и реальности электронных школьных журналов», которая актуальна до сих пор. Там не учтено несколько фактов, которые принципиально не меняют картину:
  • отменен советский приказ министра Просвещения №167 о документообороте, в котором, в частности, задана форма бумажного журнала,
  • обновлен приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N2 на приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
В статье весьма подробно разобраны нормативные и организационные проблемы именно такой реализации ЭЖ/ЭД. В ней есть полезные для любопытных ссылки, но стоит признать, что все потуги что-то изменить в лучшую сторону провалились. Даже недавние предписания ФАС в некоторых регионах по восстановлению конкурентных условий кардинально не ломают ситуации.


Зачем же тогда этот текст?

На новом витке, при формировании национального проекта «Образование» в части подпроекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) идут обсуждения по новой постановке задач и по обновлению нормативной базы. Появился шанс не просто оживить фантомные боли извращенных решений по ЭЖ/ЭД, а освежить постановку задачи в современных условиях об учете успеваемости и учебного процесса. Благо, психологический барьер перехода от бумажного учета к электронному уже пройден, изменения формы учета перестали быть сакральными для массового учителя. Коли президент ставит задачу развития индивидуальных образовательных технологий, она не может не затронуть инструмент учета – ЭЖ/ЭД. А он этой задаче явно не отвечает. Есть поле для переосмысления.

Сразу обращаю внимание, что традиционный бумажный журнал – отличная технология учета в условиях бумажной технологии и единой логики ведения учебного процесса на всю страну. Дневник – вполне логичный спутник журнала, хотя и не столь тонко отлажен под задачу: каждый из нас оптимизировал его в меру склонностей и способностей, когда учился в школе.
  • Главная особенность бумажных технологий – сложность трансляции информации в разных форматах: неизбежно высокая трудоемкость переписывания при трансляции бумажной информации вынуждает строить иерархические модели, вынося на верхние уровни только агрегированную информацию. В итоге школа становится точкой сборки первичной информации, передавая выше только сводную информацию. Достоверность при бумажных технологиях проверяется сопоставлением ключевых параметров, например, ФИО, фото.
  • Главная особенность цифровых технологий – избегание дублирования информации как вероятной точки искажения информации, недостоверности. Нет никаких проблем с копированием, переработкой, передачей цифровой информации, а также и сопоставлением ее, в том числе и прежде всего, автоматизировано. Проще и надежнее получать информацию в центральное хранилище сразу из наиболее достоверного источника и использовать ее во всех остальных местах, где это нужно. Не обязательно везде хранить ФИО и/или другие персональные данные как параметр сопоставления для проверки достоверности. При аккуратно спроектированных базах данных все разрозненные записи легко синхронизируются по ключевым кодам.
Отсюда первый неожиданный для некоторых вывод: учет обучающихся, который традиционно велся, в школе, в том числе в журнале, в цифровой среде выглядит анахронизмом, усложняющим и удорожающем работу школы. Если все необходимые персональные данные обучающихся ведутся в государственных информационных системах (ГИС), школу от них надо освободить.

Задача школы – обучать ученика и поддерживать информационный контакт с его родителями (или замещающими их лицами). Для этого достаточно знать имя и иметь контактные данные. Такие данные можно считать обезличенными, что существенно облегчает меры по их защите и сужает круг задач школы. Чтобы работать в таком режиме, надо несколько пересмотреть существующую практику и закрепить новые подходы в виде нормативных актов или рекомендаций. Могут пригодиться новые информационные системы. Мои предложения, опубликованные еще в 2013 году, остались без внимания.

Итак, теперь мы решаем только задачи организации учебного процесса – в проекции на задачи учета.

Что из них отражено в традиционном журнале:
  • выполнение учебного плана (протокол проведения уроков)
  • домашние задания
  • успеваемость
  • посещаемость
  • сводные ведомости с результатами по учебным периодам и экзаменам
Пока все уроки были традиционно фронтальными небольшое поле для записи в журнале было удобно и достаточно: проверил усвоение простыми отметками, объяснил новый материал, задал домашнее задание типа «параграф номер/упражнение на странице».

Сегодня урок может быть сколь угодно сложным (карусельным, индивидуализированным, проектным...), поэтому отразить его простой короткой фразой часто невозможно. Домашние задания тренировочного типа многие не задают: они могут быть индивидуальными или творческими, – тоже в маленькую клетку вписать невозможно. Зато существует масса специализированных информационных систем (ИС), созданных для таких гибких методических описаний с поддержкой индивидуальных заданий. Например, LMS (Learning Management System) или по-русски СДО (Системы Дистанционного Обучения).

Чтобы отразить факт проведения урока без ущерба для всех упомянутых особенностей организации современного урока, нужно либо делать это сразу в специализированной методической ИС, либо в традиционном ЭЖ в клетке на дату урока указать ссылку на соответствующую запись. Удобнее первое, чтобы не порождать лишних формальных задач. Поскольку журнал предусмотрен, в том числе, для мониторинга за проведением уроков, достаточно иметь возможность выгрузки записей из специализированной методической ИС в необходимый для мониторинга формат.

Логика работы с домашними заданиями полностью аналогична логике работы с отражением тематики учебных занятий. Причем, при индивидуализации домашних заданий традиционный журнал вовсе неприменим – только специализированные методические ИС.

Для учета успеваемости в традиционном журнале предусмотрена маленькая клеточка для одной цифры, учитывая 5-балльное оценивание. Даже в традиционной школе этого было часто недостаточно: при критериальном оценивании, при многопараметрическом оценивании, при неформальном оценивании. Даже в традиционной школе эта упрощенная модель всячески усложнялась.

Сегодня есть множество различных систем оценивания. Ряд ЭЖ стараются их адаптировать, но не существует ни одного ЭЖ, который бы поддерживал все возможные системы оценивания. И это один из самых серьезных аргументов против навязывания всем одного ЭЖ. Самая сложная ситуация у тех, кто переходит на безотметочную модель – когда на все учебные работы дается описательная оценка продуктивной направленности, а не формализованная отметка.

Разные системы оценивания – это не просто разные способы оценивания. Это разная логика процесса. Традиционный конвейер образования, где ученик – обрабатываемая деталь, которую нужно либо пропустить на следующий этап обработки, либо забраковать и отправить на доработку, больше не работает. Экзамен как контроль ОТК давно превратился в пугало, без которого ученик-деталь не будет учиться. Но уже и пугало не работает.

Сегодня становится невозможным немотивированное учение. Еще не стало, но процесс субъективизации ученика, да и всех участников образовательного процесса, активно идет. Субъектному мотивированному ученику в процессе учения нужна формирующая оценка. Не формальная отметка ОТК, а оценка авторитетного мастера как зеркало успешности освоения изучаемого. Именно поэтому все чаще встречается безотметочное оценивание – это содержательная информация, помогающая продвижению учения. Она неотрывна от учебного процесса.

И совершенно иная сущность – фиксирующая или квалифицирующая оценка. Она является административным инструментом, барьером для допуска оцениваемого к новым процессам, требующим определенной компетентности. Эта оценка в условиях свободного доступа к разным вариантам обучения может производиться совершенно отдельно от учебного процесса. Все чаще идет речь о независимых центрах оценки/квалификации. Это логика развития ЕГЭ, которая никак не предусмотрена в традиционном журнале.

Но мало поставить отметку/оценку и даже довести ее до ученика/родителя. Левая страница традиционного журнала представляет собой карту работы учителя: по заполненности отметками учитель понимает, на кого ему нужно обратить внимание, чтобы никто не остался надолго без внимания учителя. Очевидно, что такая карта зависит от системы оценивания довольно сильно. Сделать ее универсальной для разных систем оценивания вряд ли реально.

Задача отслеживания посещаемости в традиционном журнале решается в единой логике с учетом успеваемости. Это и в классическом журнале было неудобно. Кроме того, основания отсутствия могут быть разными, причем статус может меняться: кроме факта отсутствия, нужно отслеживать причину, а отсутствие может смениться опозданием. Слежение за посещаемостью должно агрегироваться в компактную статистическую информацию. Многие ЭЖ начали разводить по разным формам посещаемость и успеваемость. Но есть еще и возможность интеграции учета посещаемости с системами управления доступом – это позволяет иметь динамичную карту занятости помещений и посещаемости. Вероятность интеграции таких возможностей в единый ЭЖ тоже сомнительна.

Сводные ведомости успеваемости по классам для ЭЖ – банальная задача автоматики. Однако при разных системах оценивания алгоритмы должны быть разными. Когда ученики выходят на стандартные государственные экзамены, нет смысла отражать их результаты в школьном ЭЖ. Сводные ведомости внутренних результатов могут сводиться к единой модели итоговых отметок, но могут и не сводиться – это зависит от нормативной базы, которая может меняться. При вероятном выведении квалифицирующего оценивания в независимые центры оценки/квалификации эта задача из школы исчезнет. По аналогии с ЕГЭ.

В любом случае, традиционная задача архивного хранения бумажных носителей в школе для эпохи централизованных ИС становится бессмысленной. Значит, недоведенная до логического конца история с архивным хранением старых журналов и распечатки новых сводных ведомостей ждет своего решения.


Теперь про задачи дневника

Дневник используется как:
  • текущее расписание
  • записи заданий
  • выборка персональных отметок
  • коммуникация с родителями
  • справочник имен учителей
Расписание – давно отдельная задача. Его можно делать разными способами и логично держать на сайте школы в открытом для доступа виде. Учитывая распространенность мобильных устройств, логично иметь мобильное приложение или рассылаемый файл для удобного просмотра. Заставлять учеников в современных условиях вручную переписывать расписание на неделю в дневник, чем нам приходилось заниматься в школьную пору детства, сегодня было бы предельно странно. Я и тогда этого не делал без тычков взрослых.

Перезапись заданий, данных учителем в ЭЖ, была бы странной: если оно отражено в ЭЖ, оно должно попасть в ЭД к ученику автоматически:
  • Если оно индивидуальное, то каждому свое.
  • Если оно общее для всех, логично его публиковать на сайте – никаких секретов в задании нет.
Именно здесь цифровая технология может убить как класс бумажные проблемы типа «забыл списать с доски», которыми мы грешили в свое время.

Ровно то же самое можно сказать про отметки – они должны приходить сами и сразу по мере появления. Ученику и его родителю. Про родителя могут быть разночтения:
  • кто-то считает, что его нужно информировать сразу и неотвратимо;
  • кто-то считает технологическую бумажную норму «раз в неделю» более правильной и сегодня.
Я тоже считаю, что раз в неделю – здравая педагогическая норма, а не только технологическое ограничение бумажных технологий. При наличии прямого доступа в «личный кабинет», родитель может увидеть все актуальное на момент захода, а беспокоить его целенаправленно чаще раза в неделю считаю избыточным и непедагогичным для воспитания ответственности ученика.

С другой стороны, «личный кабинет» – тоже не панацея. Большинство родителей редко в него заходит. Еженедельные рассылки по заметно более читаемым родителями коммуникационным каналам могут быть гораздо более адекватным инструментом информирования, чем модный «личный кабинет».

Для коммуникации дневник был крайне неудобным инструментом. Напоминать массу казусов его использования не вижу смысла – все и так знают, и могут вспомнить свои истории. Для коммуникаций сегодня есть масса самых разных более удобных инструментов. Развиваются они очень быстро, поэтому вносить в ЭЖ/ЭД отдельный инструмент для общения считаю непродуктивным и неэффективным.

Как справочник дневник и раньше редко использовался. При наличии сайта школы, задача справочника учителей органично исчезает.


Что же нужно сегодня для ЭЖ/ЭД?

Я убежден, что ЭЖ сегодня вырождается в совокупность разных инструментов:
  • Методические задачи отражения уроков, заданий, формирующего оценивания должны быть встроены в ИС организации занятий.
  • Контроль посещаемости – дело отдельной специфической системы, которая может быть интегрирована с другими задачами, например, в системы контроля доступа. Тогда появляются другие возможности типа моментального позиционирования, кто где находится в школе. Это бывает востребовано. Это поможет оперативному маневру помещениями, когда возникает такая потребность.
  • Квалифицирующее оценивание может жить совершенно отдельно от школы. Но даже оставаясь в школе, это может быть отдельная ИС со своими отдельными целями и задачами.
  • Нужно говорить о стандартизации задач мониторинга с разными уровнями детализации:
  1. как «карта военных действий» с отражением оперативной обстановки (нужен в школе)
  2. заметно более узкий уровень обобщения с шагом по учебным периодам или чуть чаще (для родителей и органов управления)
  3. с шагом обобщения в учебный год (для верхних уровней управления)
Отсюда очевидно, что практически невозможно всех загнать в один программный продукт, кроме тех, кто продолжает традиционную школьную практику фронтальных занятий. Но тогда этот программный продукт будет консервировать подобный педагогический процесс, вопреки призывам президента к «прорыву».

ЭД сегодня просматривается как личный органайзер ученика и/или родителя. Он должен собирать информацию со всех ЭЖ во всех образовательных организациях, в которых занимается ученик. Чтобы это стало возможным, необходимо стандартизовать протоколы, по которым все ЭЖ должны сбрасывать в ЭД информацию о занятиях, заданиях и оценках.

Аналогично, все ЭЖ должны в той же логике сбрасывать данные мониторинга всем заинтересованным и подключенным пользователям, согласно их роли и полномочиям.

Чтобы эта логика стала возможной, министерство должно, наконец, упорядочить нормативную базу, вычистить старые нормы и упростить новые. Самое важное и сложное в новом – собрать разработчиков ЭЖ/ЭД и выжать из них единый потокол обмена данными, который нужно утвердить и поручить кому-то запустить постоянно действующую платформу по отладке протоколов, чтобы любые разработчики могли всегда отработать на ней новые продукты этого класса.

И тогда можно говорить о наличии в ЦОС инструментов, способствующих развитию индивидуальных образовательных технологий и заодно конкуренции этих инструментов: и ИС ведения методических задач, и ИС учета посещения, и точно можно ожидать бурного потока различных ЭД-органайзеров... Наверняка, появится выбор из предложений для задач мониторинга.

И тогда появляется шанс забыть о позорной странице неуклюжей цифровизации ЭЖ/ЭД бумажного периода понимания задач.