…будут храниться вечно и служить пищей для умных роботов даже после нашей смерти. Каждое неосторожное слово, всякая неудачная шутка или сомнительный контент, размещенный на личной странице в соцсети, могут в самый неожиданный момент навлечь проблемы с законом, вызвать сетевую травлю, обернуться крахом карьеры и вообще сильно осложнить жизнь. Учителя здесь не исключение, но к ним общество и государство традиционно предъявляют повышенные требования. 

Как справедливо заметил в недавнем интервью известный психолог, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Сергей Ениколопов: «Школа десакрализировалась, учитель стал бессилен, его фигура потеряла какой-либо авторитет. И каждый может позволить себе все, что ему угодно, насколько он воспитан. Масса людей полностью пошли вразнос». При этом крайним и виноватым в большинстве возникающих конфликтов или ситуаций взаимного недопонимания зачастую объявляется именно учитель, поскольку от него ожидается безупречное поведение даже в случае проявления в отношении него прямой агрессии и грубой провокации. 

К сожалению, после каждого громкого увольнения российского учителя за «неподобающие» фото или комментарии в соцсетях, раздаются призывы ужесточить ответственность педагогов, разработать для них особый кодекс поведения в Интернете, усилить систему слежки за их не только профессиональной деятельностью, но и частной жизнью и т.п. Особенно умиляют различные обзоры мнений, публикуемые в СМИ, с заголовками вроде следующего: «Может ли современный учитель иметь татуировки / фотографироваться в купальнике / отдыхать в кафе в нерабочее время?» Раз время от времени в публичном пространстве возникают подобные вопросы, стало быть, кем-то предполагается и вариант ответа: «Нет, не может! Не имеет права!»

На примере челябинского учителя литературы Николая Летина, уволенного в мае этого года за чтение на уроке одного из рассказов американского писателя Говарда Лавкрафта о фантастическом чудовище Ктулху, можно видеть, что если у педагога вдруг возникают какие-то проблемы с учениками или их родителями, то его соцсети начинают рассматривать с утроенным вниманием на предмет подтверждения его неадекватности. В случае с Летиным в дело даже вмешалась прокуратура, в которую обратилась директор школы, где он работал, с просьбой проверить, есть ли на его страницах в соцсетях какие-то нарушения. 

В результате проверки бдительных правоохранителей, на личной странице учителя в соцсети «ВКонтакте» были найдены многочисленные неподобающие изображения: фотографии с «обнаженными телами», фактами «насилия», «применения оружия» и проч. В вину Летину поставили и ненадлежащую модерацию: под его постами в открытом доступе некие пользователи размещали комментарии с использованием ненормативной лексики… С одной стороны, все это свидетельствует, скорее, не в пользу учителя, с другой же, под такие общие, размытые формулировки может вообще попасть что угодно, – например, кадры из популярных кинофильмов вроде «Криминального чтива».

Можно, конечно, по разному относиться к уволенному челябинскому педагогу, но созданная им онлайн-петиция в защиту неприкосновенности частной жизни и личной безопасности учителей, на мой взгляд, вполне разумна и заслуживает обсуждения и поддержки. В ней, в частности, говорится о том, что «профессия учителя в Российской Федерации сегодня одна из самых неблагодарных и незащищенных в социальном плане. В последние годы участились случаи преследования педагогов под самыми абсурдными предлогами и увольнения по малозначительным или надуманным поводам». 

По мнению Летина, «зная о том, как легко можно добиться увольнения преподавателя, учащиеся образовательных учреждений собирают на наставников компромат, подчас намеренно искажая факты их биографии и личной жизни, с целью последующего шантажа, чтобы работники образования под страхом обнародования указанных материалов завышали им оценки. Противоречивые и зачастую невыполнимые требования к моральному облику учителей предъявляют и родители. Порой складывается впечатление, что с их точки зрения у учителя не должно быть никаких интересов, помимо работы, фактически отсутствовала личная жизнь, а на оскорбления он должен отвечать смиренной улыбкой».

В любом случае, история, произошедшая с Летиным, в очередной раз выявляет проблему недостаточной медиаграмотности рядовых интернет-пользователей, плохо разбирающихся в настройках приватности и этике поведения в соцсетях. За это надо не сурово наказывать после первой же обнаруженной проблемы, а отправлять на курсы повышения квалификации, где можно научиться работать с собственным цифровым следом. 


Об авторе:

Николай Николаевич Подосокорский – заведующий кафедрой новых медиа и связей с общественностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, советник при ректорате НовГУ имени Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук, автор популярного блога об образовании и науке.


Читайте также:

В центре внимания – социальные сети: http://ug.ru/archive/78353 
В Минпросвещения поддержали идею создания курса для учителей по ведению аккаунтов в соцсетях: http://ug.ru/news/27507
Ольга Васильева напомнила, что учителя имеют право на личное пространство: http://ug.ru/news/27522
#учителятожелюди: http://ug.ru/archive/78352
Николай Подосокорский, Великий Новгород: Против травли и хейтинга: http://ug.ru/insight/677