…попросила администрация школы, посоветовали коллеги. Впрочем, и самому мне хотелось проверить, как бы сказал Достоевский, «тварь я дрожащая или что-то умею на педагогическом поприще». Уже на первых шагах в конкурсном движении я слышал от опытных «пеликанов» реплики: «Конкурс меняет педагога»! «Жизнь сразу делится на две половины: до конкурса и после». Поначалу такие фразы казались лишь красивыми словами и, признаться, я не особенно в них верил. А настоящий их смысл я понял лишь тогда, когда вернулся с всероссийского этапа в свою родную школу. Вдруг понял, что вести уроки по-прежнему просто не могу: тривиально, скучно, как заезженная пластинка. Недели две тогда жил в состоянии внутреннего дискомфорта, как будто во время уроков внутренний голос мне непрерывно твердил: «Здесь – не так! На этом этапе урока должно быть так!» Волей-неволей приходилось прислушиваться! Это было осознание того, что проводить обыденные уроки ты уже не можешь, и каждый урок в своем сознании невольно соотносишь с конкурсным. Наверное, именно это имели в виду опытные «пеликаны», когда говорили, что конкурс меняет человека.

Кроме того, я почувствовал, как расширились мои личные горизонты: захотелось ездить как можно больше по семинарам, как можно больше впитывать и транслировать самому, и даже – как можно чаще развиваться культурно: ходить в театры, музеи, на абсолютно любые мероприятия, которые обогащают духовный опыт учителя. И ни в коем случае не замыкаться только на своем предмете и только на своем учебнике!

Жизнь обрела новые краски, новый смысл. Открылось второе дыхание, забил внутренний ключ. 

Перед конкурсом думалось: самое главное – достойно представить регион, показать свои методические находки. И только после стало понятно, что самое интересное не это. А те новые связи, знакомства с коллегами из самых разных регионов, которые обогащают опыт педагога, позволяют в сотрудничестве приходить к истинам. Каким образом завязываются такие знакомства? Спонтанно и по принципу «чем случайней, тем вернее!» Между конкурсными испытаниями у нас была насыщенная культурная жизнь: совместные экскурсии, прогулки на теплоходе по Волге и, конечно, вечерние посиделки, на которых обмен опытом превращается в неугомонное неформальное общение. Невозможно забыть, как мы – «пеликаны», не вошедшие в «пятнашку» решили собраться поздно вечером в холле отеля и показать привезенные мастер-классы просто так, друг для друга (не зря же всё лето готовились!) Это было нечто. Это была мощнейшая энергетика, сильнейший дух единства педагогов с разных уголков страны. Несколько раз прибегал вахтер – удивленный дяденька – и пытался нам внушить, что вечер уже перешел в ночь – какое там! Посмотрел он на происходящее круглыми глазами и ушел восвояси…

Наверное, именно здесь кто-то и задал вопрос: живем в одной стране (пусть и в разных регионах), а почему должны трудиться порознь? Нет! Общаться, наблюдать деятельность друг друга, делиться находками, изюминками, победами и промахами. «Мы больше не соперники, мы – союзники!» – осенило нас. Ездить друг к другу, давать в классах друг друга уроки, которые будут сродни конкурсным! Давать мастер-классы друг другу.

Пришло понимание, что такое сотрудничество педагогов из разных регионов не даст возможности «вариться в собственном соку», а позволит соотносить свою деятельность с успехами передовых коллег всей страны.

Уже спустя полгода, в феврале 2017 года, в Красноткацкую школу с открытыми уроками и выступлениями приехали учителя иностранного языка, русского языка и литературы, математики из города Волгореченск Костромской области. Побывали у нас коллеги из учительских клубов «Профессионал» и «ПрофЮни» города Рыбинск. Начались ответные визиты. И вот в апреле 2019 года Красноткацкая школа решилась на настоящую авантюру: отправиться на межрегиональный семинар в город Козельск Калужской области, к нашему другу – «Учителю года-2016» Калужской области, географу Борису Михайловичу Сергееву. «Российское учительство в современной школе: новые знания, открытия, знакомства» - под таким девизом прошли три увлекательных, захватывающих дня.

Ярославский район ехал не просто зрителями. Деятельностный подход на уроках математики, игровые технологии на уроках английского языка, невероятно разнообразное логопедическое занятие и мастер-класс по литературному творчеству – вот что привезли мы с собой в Козельский край.

Первый день проходил в школе № 1 города Козельска. Напротив школы – современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Из окон четвертого этажа открывается захватывающий вид на Оптину пустынь. Директор школы встретил нашу делегацию с теплом, хлебом и солью. Весь день с нами был Отдел образования Козельского муниципального района в лице Елены Николаевны Королёвой. В этот день работали две секции: учителей математики и англичан. Замечательные уроки и выступления подготовили коллеги из Волгореченска. Практика неподготовленной речи. Английский язык, повышение математической грамотности через проблемное обучение, активные формы уроков английского языка – эти и другие темы были представлены мастерами-педагогами из Костромской области. Особое внимание уделили и краеведческому компоненту в преподавании: оказывается, можно использовать сведения о родном крае даже на уроке математики! А чего стоит учебник английского языка «Калуга-файлс», построенный полностью на краеведческом материале Калужской области! За каждой страницей такого пособия чувствуется нескончаемый энтузиазм учителей-тружеников, их душа и сердце.

Ребята из школы № 1 подготовили для гостей концерт, исполнили песни и прочитали стихотворения. Снова теплый дружеский круглый стол, где за чаем можно пообщаться неформально. В окна светит уже вечернее солнце, но день не завершен: нас ждет экскурсия в музейно-краеведческий комплекс «Дом Цыплакова».

А потом уже в сумерках отправляемся гулять по паркам и улицам города. Реки Жиздра и Другуска. Сказочный замок «Вихляндия». Храмы, парки, дворы, уходящая в темноту железная дорога, ведущая через этот маленький городок из Казахстана в Белоруссию.

Второй день – и семинар продолжается уже в Козельском районе, в школе села Нижние Прыски. Раннее утро, еду на такси к ребятам на творческую встречу. У меня задача не из легких – презентовать школьникам 3-7 классов свои рассказы и повести. Но с первых же минут разговора стало понятно: кашу мы с ребятами сварим! Рассказываю обо всем подряд: о своих детских играх, путешествиях; читаю коротенький рассказ. Смеемся – вместе! А тем временем подъезжают коллеги, и мы отправляемся на экскурсию.

Школа села Нижние Прыски – на холме, с которого открывается замечательный вид на заливные луга реки Жиздры. Вдалеке – монастырь и заповедные леса. А в одном из озер растет водный орех чилим – очень редкий вид, занесенный в Красную книгу! Неподалеку от школы когда-то была усадьба – красивое четырехэтажное здание, на месте которого сейчас футбольное поле…

С горы вниз спускается экологическая тропа. Как интересно здесь проходят уроки географии, биологии, истории! Ведь всё рядом, стоит только выйти из школы на улицу и начать настоящие научные исследования. 

В школе атмосфера домашняя, теплая, уютная. Пейзаж за окном сер и уныл, и тем теплее кажется в нашей теплой компании. Мы узнаем, каким образом можно развивать творческие способности через работу кружка «Юный журналист». Педагоги из Козельска и села Нижние Прыски делятся секретами использования краеведения на уроках литературы. И конечно же, «гвоздем» дня стало представление авторского электронного учебника «Козельсковедение», составленного Борисом Сергеевым. Уже самые первые задания учебника мотивируют: написать четверостишие про Козельский край (что мы с коллегами и сделали!) и превратить контур Козельского муниципального района в какую-то ассоциацию. Неожиданно. Необычно. Познавательно. И каждый после этих двух дней пребывания на межрегиональном семинаре уехал с мыслью: «Надо и мне сделать что-нибудь этакое»! Думаю, такое озарение многого стоит. Вот она, мотивация, которая не дает учителю погрязнуть в рутине повседневности, выгореть. Наш семинар побудил друг друга к дальнейшему росту, саморазвитию и совершенству – значит, цель достигнута!

Соприкосновение с прекрасным. Обмен опытом. Педагогический туризм. Можно найти множество определений нашему хорошему делу. И мы не ставим точку. Мы уже строим планы новых встреч вопреки нашей загруженности, вопреки расстояниям, вопреки всем препятствиям. Кто-то из «пеликанов» хочет пригласить нас к себе? Мы – только за. 

Творческому учительству – жить. Это – мощная сила.


Об авторе:

Алексей Владимирович Бутусов – участник Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область.


Читайте также:

Профильный лагерь «Проба пера», или Ни дня без искусства слова: http://www.ug.ru/archive/75556

Бабочка для полета: http://www.ug.ru/archive/77199

Кто должен заниматься экспертизой школьных учебников? http://www.ug.ru/archive/78272

Кто двоечники – это еще вопрос! http://www.ug.ru/archive/76754


Фото из личного архива автора