В 75-м павильоне ВДНХ знакомая, уже традиционная архитектура локаций. Те, кто приехал чуть раньше, встречая своих знакомых из других регионов, приехавших чуть позже, радостно восклицают: «Ой, да все здесь, как всегда!»

Но что важно: похоже, салон из статуса «поражающего» переходит для учителей, на него приезжающих, в статус места, где стоит прислушиваться. И тогда можно услышать кое-что любопытное. Например, про детей и экраны, учительский лже-скепсис по отношению к образовательным компьютерным играм и про возвращение школам статуса «фундамента территории». Приведу несколько цитат.

Завсегдатай ММСО, английская компания Promethean. Их интерактивные доски и софт во многих школах Москвы, регионов России и бывших республиках СССР. Презентация «Дети и Экраны». Содержательный базис презентации – книга Кельвина Келли «Неизбежное» (можно купить в русском переводе). Цитата от педагога – участника презентации: «Суть в том, что есть «дети-книги», которым нужна последовательная и хорошо понятная учителю структура подачи информации – введение, основная часть, заключение и пр. Они никуда пока не делись, и мы умеем с ними работать. Но подрастает массово поколение «детей-экранов», а нас не готовят к работе с ними...»

Панельная дискуссия «Образование играет по-серьезному» – о game-based learning, организованная Фондом инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. Лейтмотив выступлений экспертов: да, это мировой тренд, но у нашей системы образования на это запроса нет, школа занята своими задачами, и все эти игры не вписываются в наш контекст, а годятся только для учителей-геймеров. Цитата от педагога-участника панели: «Похоже, эксперты всех ставят под одну гребенку. Опросили педагогов, которые им ответили: «Не пойдет», и решили, что игры – удел лишь коммерческого сектора образования. Никто даже не попытался найти учителей, которые готовы это двигать». А такие учителя есть…

Панель «Школы, работающие в сложных социальных условиях». Здесь прошла презентация книги «Поверх барьеров», выращенной Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом. В книге собраны 12 кейсов школ, работающих в сложных социальных контекстах, которые сумели преодолеть социальное неблагополучие территории и добиться высоких образовательных результатов. Цитата от Министра образования и науки Алтайского края Максима Костенко: «Мы в регионе отказались от линии закрытия маленьких школ, и признаем их фундаментом территории». Это было сказано не только в кулуарах, но и со сцены ММСО. Возможно Алтайскому краю удастся противостоять очередной волне реструктуризации сельских школ.

Да, на салоне педагогу есть к чему прислушаться – и в официальных заявлениях, и в беседах с коллегами. Интеллектуальное и профессиональное обогащение гарантировано. За эти дни я, например, узнала, как на Западе уже вовсю борются с технологическим детерминантом в образовании, о том, что такое «цифровые диеты» (digital diets), «цифровые овощи» (digital vegs) и «цифровые конфеты» (digital candies). О чем речь? Все мы прекрасно понимаем, что в любом обществе есть определенные силы, которые в технологиях могут видеть «образ врага» и были бы рады все запретить. Но есть и другая, более гибкая позиция. Она заключается в том, что «цифровые овощи», под которыми понимаются электронные образовательные курсы и компьютерные игры с серьезным контентом и хорошей геймификацией (те самые, что вполне достойны стать альтернативой книгам и учебникам) должны быть доступны подросткам всегда и в не ограниченном количестве, потому что, как и овощи обычные, они полезны, а вот употребление «цифровых конфет», то есть, продуктов бытового блоггинга, стримов и мемов, которые используются чаще всего лишь для того, чтобы «убить время» и не несут никакой пользы для метального и духовного здоровья, стоит ограничивать…

Чем еще по-прежнему хорош ММСО? Тем, что там можно постоять рядом с людьми, которыми не перестаешь восхищаться! Для меня это, например, профессор Джон Коллик, руководитель отдела международной стратегии образования Promethean, признанный мировой лидер в области интерактивных технологий для класса. Каждый год он приезжает на салон и каждый раз привозит, нечто новое. Конечно, это важная часть его работы. Но, главное, как говорит он сам, на таких площадках можно услышать «голос учителя»: как он реагирует на увиденное и услышанное, какие вопросы задает, или не задает… Это важно – особенно для тех, кто стремится развивать образование.


Об авторе:

Ирина Геннадьевна Груничева – руководитель проекта «Стемфорд» (АНО «еНано»)


Читайте также:
  • Надежды и упования ММСО-2019: http://ug.ru/archive/78534
  • «Регуляторная гильотина»: правительство готовит новые нормы контроля в образовании: http://ug.ru/article/1093
  • Первый день работы ММСО-2019: дискуссии о проблемах и перспективах российского образования: http://ug.ru/news/27606 
  • Дмитрий Медведев рассказал школьникам, как стать «самым классным руководителем»: http://ug.ru/article/1092