​…оправдывает инвестиции и приносит прибыль, а значит становится по-настоящему востребованным. Так в чем же дело? Куда исчезают студенческие идеи? Об этом я задумался во время одного всероссийского конкурса, куда меня пригласили в качестве эксперта для оценки проектов молодых людей.

Интернет-технологии сегодня самая популярная тема. И это тот случай, когда ситуация «дети сидят в интернете» больше радует, чем вызывает опасения. Именно молодые люди создают новые приложения, работают над автоматизацией процессов. Мне посчастливилось судить как раз самое востребованное направление конкурса - «Цифровые технологии».

Приятно порадовал уровень подготовленности конкурсантов и проработки заявленных тем. Как оказалось, волнуют ребят очень разные сферы жизни – одни пытались усовершенствовать производственный процесс на металлургическом предприятии, другие – создать «прикольные» вещицы для комфортной жизни. Например, предлагалось мобильное приложение для воркаута или для игры на фортепиано, автономная подзарядка для квадрокоптера, контролирующего утечку газа, программа для беспилотника, распознающего огонь в лесу.

Суммы для реализации проектов тоже требуются разные – от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких десятков миллионов. Я сидел и думал, а во что я как инвестор вложил бы деньги? И вот тут оценка проектов вышла на другой уровень. Здесь субъективными оценками вроде «интересненько» уже не обойтись, приходится искать ответы на вопросы – для чего, для кого, зачем и какие гарантии. И вот с этой точки зрения ни один из проектов меня не устроил.

Почему? Да потому что не может двадцатилетний парень, рассказывающий о системе оценки качества продукции на прокатном стане, до конца понимать технологию процесса, если он не проработал там хотя бы года два-три. Да, есть отличное знание языков программирования, информационных баз данных, архитектуры, потоков, блок-схем, только применяется это не там, где нужно.

Что мы делали в детстве, когда у нас не было ничего? Создавали все сами! Резали, пилили, паяли, разбирали и собирали. И в результате получались действительно нужные вещи – электронные часы, светомузыка, устройства подачи кислорода рыбкам, радионяня, рация, охранная система. Без этого первого этапа сложно в будущем придумать что-то жизнеспособное.

Каждый день в новостях мелькают заголовки «Студент разработал…», «Студенты придумали…». Сначала я с интересом открывал, читал. Сейчас эти новости вызывают только радость о того, что у молодых людей вообще есть желание создать что-то новое. Жизнь показывает – идей много, но мало практичных, поэтому после появления новостей об этих проектах уже ничего не слышно. На слуху остаются только всевозможные площадки для поиска стартапов – хакатоны, коворкинги, нетворкинги, которые очень популярны среди молодежи.

Сегодня на модель защиты дипломов в формате стартапа переходят и некоторые университеты. Это здорово! Это мотивирует молодежь, заставляет шевелить мозгами и дает стартовые возможности.

Успех стартапа зависит ведь не только от идеи, но и от множества других факторов – умения находить людей, создавать команду и работать в ней, и даже заглядывать в будущее, чтобы оценить перспективность идеи. Ни школа, ни вуз пока этому не учат. К счастью, подобная задача поставлена перед системой допобразования. Именно вне стен школы дети могут размышлять над проблемами и «обкатывать» пути их решения в командной работе. Здесь, прежде чем перейти к решению, создается команда, распределяются роли в зависимости от способностей и пожеланий участников, затем идет обсуждение проблемы, посещение предприятий, и только затем ребята приступают к реализации проекта, пусть порой и «игрушечного», сделанного из конструктора. Но именно так отрабатывается техника создания любого нового продукта, бизнес-идеи.

Осталось только сделать такой подход массовым – не пичкать детей заданиями с рефератами, презентациями из интернета, а учить видеть проблему, изучать ее и работать над решением.

Читайте также:

Система допобразования – лестница для избранных? http://ug.ru/insight/660

Техническое творчество – для избранных? http://ug.ru/insight/625

Об авторе:

Владислав Николаевич Халамов – директор Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники Российской ассоциации образовательной робототехники.