Понятно, что если в жизни всё удачно складывается, погода отличная, красивая, как в этом году, дома ждут приятные занятия и отдых с любимыми людьми, человек может ощущать это состояние, да и то не всегда. Чаще всего людям мысли даже такой в голову не приходит. Мы замечаем, что недавно было все хорошо только тогда, когда становится вдруг плохо. А вот если на работе постоянные треволнения, приходится решать несколько разноплановых задач одновременно и срочно, а в это время идут со своими проблемами сотрудники и ученики (кому-то просто нужна справка, а секретарь ушел на обед, а в это время у другого сильно болит живот, и звонок по телефону из управления образования) – мысли о гармонии или хотя бы душевном покое точно исключены. А если внутри у человека все разлажено, он и звучит для окружающих, наверное, как расстроенный музыкальный инструмент. И представьте, что происходит взаимодействие нескольких таких разлаженных сотрудников – какая получается какофония?

Первый директор гимназии И.Б. Ольбинский, который создал и объединил наш коллектив, мечтал о том, чтобы мы работали слаженно, как «оркестр», а не каждый сам по себе, как «в гараже». Дело за малым – найти законы, по которым будет строится наша внутренняя гармония. Начинаю, как водится, с себя. Первым признаком внутреннего разлада считаю желание жаловаться. Всегда, всем, везде и на все. Нахожу за собой такой грех… От усталости, невозможности решить некоторые проблемы, от постоянного напряжения из-за невозможности планировать и большого количества непредсказуемой нагрузки. Первый шаг – это заметить. Другой признак разлада – отсутствие энергии и апатия, которые возникают дома, после работы. Следом идут расстройство сна, невозможность «выключить» мысли о работе и проблемах. На этом следует остановиться, иначе придется расплачиваться собственным здоровьем или проблемами в отношениях с близкими.

Дальше нужно посмотреть внутрь себя и на внешний мир – чтобы «подстроиться» – найти в окружении созвучные нотки, что-нибудь, что отзовется положительным настроем, пусть тонким и едва уловимым. Это может быть хороший фильм, красивая салфетка, маслята, которые продает бабушка на вашем пути домой, цветок, который распустился на окне в школе – да что угодно, что вдруг захотелось бы повторить в собственном опыте: найти другой фильм этого режиссера или посмотреть его еще раз в другой компании, попробовать вышить такую салфетку, купить и замариновать маслята, тайком срезать черенок цветка, чтобы лучше прижился на вашем собственном окне…

Дальше важно понять, что на работу вы все равно идете с настроением, и это само по себе очень важно (если это не так, следует решать проблемы более кардинально). Подтягиваем этой мыслью следующую струну. Потом пытаемся уловить гармонию во взаимодействии с коллегами – пусть чуть дольше задержаться в буфете или в учительской, послушать других, про себя рассказать, и не о двоечниках Ване или Соне, а о новом вкусном блюде или магазине косметики. А то и прямо сделать маникюр всем на зависть (маслята то уже замаринованы!). Вот и еще одна струна в порядке. А потом ловишь себя на мысли, что текучка теперь не так досаждает, и к некоторым вещам уже относишься с юмором, и можно позволить себе уйти домой, оставив некоторые дела на завтра. И уже сознательно по дороге домой радоваться любой погоде, потому что, когда идешь под дождем, радостно оказываться в коридоре собственной квартиры, где у тебя заботливо забирают мокрый зонтик. Или ждут мягкое кресло и любимые занятия.

Вот, собственно, и всё. Осталось только всё это почувствовать и оценить.

Внутренней вам гармонии, дорогие!

Об авторе:

Ольга Геннадьевна Филимонова – директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского (Московская область)

P.S. Ольга Филимонова – колумнист «Учительской газеты». Читайте ее колонку «Неделя директора школы»!