…на обучение руководителей школ из Выборга, Калуги, новых команд из Пензы и Балаково. Каждый четвертый ижевский директор школы уже прошел повышение квалификации в Москве по программе «Эффективный руководитель образовательной организации». На вопрос о том, почему коллеги едут учиться в Москву, ответ однозначный – их мотивируют на это результаты столичной системы образования, технологии и механизмы их достижения, результаты олимпиад и независимой оценки качества образования, победы в конкурсах профессионального мастерства JuniorSkills, WorldSkills, Абилимпикс. Также огромный интерес вызывает реализованная в Москве модель независимой аттестации директоров и кандидатов на должность директора, являющаяся составной частью открытой, современной системы отбора и подготовки управленческих кадров, критерии, на которых основан рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников.

Чтобы больше узнать о проектах, которые реализуются сегодня в Москве, любой человек может зайти на информационный портал о столичном образовании «Школа Большого Города», что, по словам директоров школ, приезжающих на обучение в Москву из городов России, они делают уже систематически. Обращая особое внимание на такие разделы сайта, как «Критерии рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников», «Селекторное совещание ДОгМ» и «Аттестационная комиссия», коллеги отмечают беспрецедентный уровень открытости московской системы образования.

Надо заметить, что профессиональные контакты между представителями системы образования Москвы и городов РФ в последнее время стали системными. В результате возросшего интереса к эффективным практикам столичного образования в 2017 году в Москве впервые прошли две конференции: «Московская модель управления образовательными системами» и «Менторы для образования будущего», участие в которых приняли 364 представителя из городов России. А в ноябре на конференцию «Эффективные модели управления образованием в городе» собрались не только представители городов, но и 67 руководителей городских органов управления образования. На конференции, рассказывая об эффективных образовательных практиках в своих городах, коллеги открыто говорили о том, что их интересуют технологии и механизмы достижения результатов массового качественного образования в столице.

При этом московское образование также активно изучает эффективные образовательные практики в городах РФ, о которых говорили на конференции руководители городских систем образования, поскольку им также может найтись применение в московском образовании. Только за последние несколько месяцев почти 50 директоров столичных школ и более 200 учителей изучили эффективные образовательные практики городов: Волгограда, Ижевска, Казани, Пензы, Пскова, Ростова-на-Дону, Рязани, Сочи, Тамбова, Тольятти, Балаково, Калуги, Йошкар-Олы, Кургана, Липецка, Смоленска, Пятигорска, Екатеринбурга, Владимира, Челябинска.

Но вернемся к теме приезда управленцев из городов России в Москву. Что их интересует? Коллеги признают, что это организация крупных образовательных комплексов, которые располагая большими ресурсами, позволяют эффективно использовать современные технологии на всех уровнях образования, их функционирование, технологии управления – всё представляет для них отдельный интерес.

Следующая позиция – московский подход к использованию рейтинга как механизма влияния на рост качества образования в каждой школе отдельно и в городе в целом. Критерии рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников находятся в открытом доступе, а результаты работы за учебный год, то есть позиция в рейтинге, дают возможность директору и коллективу школы проанализировать свою работу и определить точки роста качества образования на следующий год. По словам начальника Управления образования Администрации города Ижевска Светланы Петровой, ежедневная деятельность школы должна быть эффективна и результативна. И эту эффективность необходимо научиться рассчитывать, оценивать и прогнозировать. «Рейтинг - это удобный инструмент для внутреннего использования, аудита, мониторинга и анализа. Он наглядно показывает ежедневную системную работу коллектива школы. Это широкополосная карта ресурсов и возможностей роста, некое отражение себя в общей системе образования города «Мое место», «Роль школы», «Вклад школы в развитие города», – говорит она.

Коллег привлекает, что обучение управленческих кадров образования в Москве сегодня нацелено на развитие в быстро меняющихся условиях основных управленческих компетенций, а именно: управление кадрами, процессами, ресурсами, информацией, результатами. В противовес привычной для курсов повышения квалификации управленцев «информационно-знаниевой загрузке», их обучение в Москве направлено на реальное формирование вышеперечисленных профессиональных компетенций. Директора школ из городов отмечают и современные формы повышения квалификации, реализуемые в столице: занятия в больших группах (еженедельные занятия, проходящие в рамках «Субботы московского директора», собирают до 500 человек, а на занятия в школу будущего директора, проходящие 2 раза в месяц, каждый раз приходят более 350 человек), гибкая система модулей, проведение занятий с применением современных информационных технологий, привлечение в качестве спикеров и тренеров ведущих специалистов из других сфер

Само формирование профессиональных компетенций, о которых говорят коллеги, происходит в рамках реализации программ: «Эффективный руководитель образовательной организации», «Современный заместитель руководителя образовательной организации», «Практики эффективного управления», «Управление образовательным комплексом», «Техники и технологии менторского сопровождения в системе столичного образования».

Не менее интересным, чем подготовка директоров, нашим коллегам представляется и система их отбора, основной частью которой является московская модель аттестации на соответствие должности «Руководитель образовательной организации». Называя модель московской, хочу подчеркнуть, что она не нарушает требований, установленных Министерством образования и науки РФ для этой процедуры. Модель аттестации двухэтапная. Она позволяет на первом этапе (тестирование) определить уровень профессиональных компетенций и при соответствии его нормативам, определенным городом, допустить ко второму этапу – собеседованию с городской аттестационной комиссией. Кстати, всем директорам школ, приезжающим на обучение всегда предоставляется возможность пройти тестирование, и они этой возможностью с удовольствием пользуются. Второй этап – собеседование с директорами школ, проводится исключительно по материалам аттестационной справки, в которой зафиксированы результаты работы школы, полученные из информационных систем Департамента образования Москвы. Московскому директору сегодня не требуется собирать, заполнять самому никакие данные о результатах работы возглавляемой им организации. Вся информация для его аттестационной справки, как я уже отметила выше, берется из информационных систем. Я хочу подчеркнуть невозможность внесения в аттестационную справку московского директора каких-либо результатов, не отраженных в информационных системах, в связи с чем фальсифицировать эту информацию не представляется возможным. Москва сегодня единственный город в РФ, который транслирует собеседование аттестационной комиссии с аттестуемыми на соответствие должности руководителя образовательной организации в прямом эфире. Все архивные записи находятся в открытом доступе в сети интернет, а география просмотров заседаний городской аттестационной комиссии по руководителям охватывает весь мир.

«Эта система аттестации не только открытая и принципиальная, она еще и объективная. Такая система необходима для директора, который видит себя в этой профессии и планирует в ней расти. Московская система аттестации направлена на формирование мышления современного и результативного руководителя», - подчеркнула директор школы № 47 города Пензы Нелли Шумилина.

Надо отметить, что несколько субъектов РФ уже начали внедрение этой модели аттестации: в Чеченской республике в полной мере используется система тестирования; на этапе завершения переговоры о внедрении московской модели аттестации в Белгородской области, проявил заинтересованность в ней Севастополь.

Отдельный запрос приезжающих на обучение коллег направлен на освещение механизмов разработки, подготовки и реализации городских образовательных проектов. Я имею ввиду: Курчатовский проект, «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Кадетские классы», «Академические классы», Предуниверсарий и, конечно, Московскую электронную школу. Наши коллеги также считают полезным для себя изучение для возможной реализации в своих городах проекта по взаимообучению школ, когда школа, успешно реализующая какое-либо направление, будь то обучение детей игре в шахматы или реализация конвергентного подхода в образовательном процессе, показывает и учит коллег из других школ всем секретам своих успехов по данному направлению. Активное участие во взаимообучении принимают образовательные организации, руководители которых входят в Ассоциацию менторов столичного образования. Кстати, этот новый социальный институт в системе московского образования также стал предметом пристального внимания и изучения в городах РФ. На программу повышения квалификации «Техники и технологии менторского сопровождения» к нам приезжали группы директоров из Казани и Ростова на Дону.

Обучаясь в Москве, общаясь с директорами столичных школ, менторами наши коллеги из других городов РФ приходят к выводу о том, что сегодня эффективно управлять в образовании можно лишь на основе проектного управления и развития навыков, связанных с управлением кадрами, процессами, ресурсами, результатами, информацией – именно этому мы и учим их на курсах.

Сегодня наступило время, когда развитие городов становится движущей силой для нашей страны, а развитие городских систем образования является локомотивом этого процесса. В этом году, в конце августа в Москве на ВДНХ уже второй раз пройдет форум «Город образования», который соберет представителей многих стран и городов России. Как и в прошлом году, Москва вновь поделится своими эффективными образовательными практиками с коллегами. Мне кажется, именно это имел ввиду президент, говоря в послании Федеральному Собранию о том, что «активная, динамичная жизнь России с ее огромной территорией не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России».

Об авторе:

Мария Николаевна Лазутова – советник директора Московского Центра развития кадрового потенциала образования, председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, доктор педагогических наук, профессор.