Следовательно, можно составить алгоритм движения к цели и «упаковать» его в образовательную программу. За 11 лет – посредством или вопреки ФГОС – научить среднестатистического выпускника достигать состояния счастья в теории и на практике. Генерировать проекты по добыче, накоплению и производству счастья.

Так уже делается, к примеру, в Йельском университете, где на лекциях по изучению феномена счастья настоящий аншлаг. Курсы счастья предлагаются студентам Гарварда и Кембриджа. В последнем даже создан особый «институт благоденствия» (Well Being Institute). Первая школа, включившая в свой учебный план уроки счастья, тоже находится в Англии – это Веллингтон-колледж. Все ученики от 11 до 18 лет включены в эксперимент по приобретению данной полезной компетенции.

При этом посыл про счастье как цель остается гипотетическим. Во-первых, чего только не вкладывают в само понятие счастья (от ананасов в шампанском до полной аскезы и самоотречения); во-вторых, серьезные возражения вызывает счастьецентрированность нашего бытия. Пресловутый конфликт чувства и долга, свободы и фатума на протяжении всей истории человечества загонял проблему в рамки нравственного выбора и часто объявлял счастливчиков легковесными эгоистами.

Взять хотя бы известный спор эпикурейцев и стоиков, разгоревшийся еще в IV веке до нашей эры. Ищи спокойствия и удовольствий, уклоняйся от страданий, - учили первые. Делай, что должно, а не что хочется, - наставляли вторые. Эпикур призывал найти источник счастья в себе, объясняя, как это сделать, и в этом смысле был первым учителем «счастьеведения». Но ведь и Зенон-стоик тоже усматривал основу душевного равновесия в самом человеке: в твердости духа, достойно переносящего любые удары судьбы. Оба искали счастья, но совершенно разного: легкого, приятного избегания трудностей либо тяжелого, выстраданного «кайфа преодоления»…

Вот и разберись после этого, чему, собственно, учить… А есть еще и скептики, воспевающие атараксию – безразличие к происходящему. И гедонисты, влекущие в мир наслаждений. И циники, умеющие извлекать радость из беспринципности. В общем, за пару уроков философии в профильном 10-м классе такую глобальную тему не «поднять»… Или все-таки попытаться?

Начали мы с личного опыта – как в известном фильме «Доживем до понедельника». Сочинений не писали – ограничились кратким изложением сути. Каждый определил счастье для себя, не обращаясь к лапидарности словарей и мудрости предков. И выбрал цвет своего «счастливого» листочка.

· «Эмоциональное удовлетворение от достижения цели» (зеленый)

· «Дело. Деньги. Популярность» (желтый)

· «Люди, которые меня любят» (зеленый)

· «Когда нет несчастья» (розовый)

· «Бабочки в животе» (желтый)

· «Кратковременная вспышка эмоций или стабильное понимание (рефлексия), что все хорошо» (голубой)

· «Гармония с собой» (розовый)

· «Свобода, возможность выбирать» (зеленый)

· «Любимое дело» (розовый)

· «Когда улыбаешься каждый день» (голубой)

· «Дорогие люди рядом» (розовый)

· «Душевное равновесие, спокойствие и комфорт» (голубой)

· «Ощущение нужности» (зеленый)

Уста детей глаголют истины, которые при всем разнообразии складываются в три основных компонента счастья (итог совместного обсуждения).

1) Умение ценить то, что есть в вашей жизни. Древние греки называли этот вид счастья «эвдемонией» – благодарностью судьбе за ее дары. Как жители прагматичной эпохи, добавим от себя «и умением этими дарами пользоваться».

2) Полнота самореализации, или следование своему призванию (миссии, предназначению, дао или чему там еще…). Это как раз про любимое дело, достижение цели, ощущение нужности и гармонию с собой. Кстати, одним гармонично бороться и искать, а другим найти и насладиться, так что Зенон с Эпикуром оба правы.

3) Способность аккумулировать в себе счастье как состояние: кормить своих «бабочек в животе» и копить горючее для «вспышек». Которые освещают мир для тебя и для других.

А где же счастье как высшая радость общения? Оно «зашито» в каждом из пунктов. Мы ценим тех людей, что оказались рядом с нами; мы реализуемся через других и делимся своими аккумуляторами. При этом каждый дозирует общение в экологичной для себя пропорции: кто-то счастлив с самим собой, кто-то вдвоем, а кто-то со всем миром в обнимку…

Возвращаемся к главному вопросу: может ли школа научить быть счастливым? Мои десятиклассники решили, что может. И отдельный предмет для этого необязателен (хотя было бы прикольно, если бы был).

Что конкретно делать? Снова обратимся к трем компонентам.

1) Привлекать внимание к тому, что дано ребенку природой, семьей, обстоятельствами жизни – в позитивном залоге. Будить любопытство к изучению себя, своих задатков и способностей, к поиску самых разных ресурсов для саморазвития. Воспитывать чувство благодарности судьбе и стремления помочь тем, кому дано меньше. Такое обучение можно начинать с 5-6 лет и даже раньше.

Есть ли такие приемы и технологии? Конечно, прежде всего, в арсенале психологов, но и любой грамотный педагог справится, надо только акценты поменять. Обязательно привлекать семью и объяснять, как вместе поднять «уровень» детского счастья. И (потом, когда ученики станут постарше) устраивать благотворительные акции в детских домах, приютах, больницах. Эвдемонию стимулировать и пробуждать деятельное сострадание.

2) Больше фокусироваться на личных смыслах (зачем мне этот предмет? эта тема? этот навык?), формировать культуру осознанного выбора и рефлексии собственной деятельности. Создавать безопасное пространство для проб и ошибок в подростковой школе, а дальше – в старшей – переходить на новый уровень свободы выбора (сферы деятельности, профессии, увлечений, круга общения и пр.). С акцентом на поиск «счастливого» совпадения себя, ценностей и целей, с избранной деятельностью, образом и стилем жизни.

Есть ли такие приемы и технологии? Стоит взять инструменты из коучинга, игропедагогики, коммуникативных практик и новейших форматов профориентации. Можно попробовать такую инновационную форму, как жизненное проектирование, когда объектом проектной деятельности становится собственная жизнь ученика, а целью – ее изменение к лучшему.

3) Обучать приемам релаксации и концентрации на главном. Приучать к оптимальному режиму чередования работы и отдыха. Прививать культуру внутреннего диалога с собой и окружающим миром – через предметы, звуки, художественные образы… Обращать внимание на красоту и значимость самых разных моментов жизни. Работать с субъективным временем и пространством.

Есть ли такие приемы и технологии? Снова можно позаимствовать упражнения у психологов, тренеров по телесным практикам, арт-терапевтов (без фанатизма!). Привлечь арсенал музейной педагогики, расширить диапазон выходов за пределы класса – на природу, в городскую среду… Привлечь школьников к изменению учебного пространства, к дизайну среды. Включить в ход занятий минутки релаксации или правополушарного рисования…

Ну что ж, наш урок подошел к концу. Мы вышли на новый уровень счастья и поняли, чего хотим и что можем.

Нам, педагогам, стоит начать с себя и «прокачаться» по всем трем компонентам. Иначе как без единой бабочки в собственном животе поселить радостное трепетанье в детских организмах?

Можно прямо сейчас залезть в Интернет и прочитать 2 280 000советов из серии «Как научиться быть счастливым?» (именно столько выдает Гугл). А можно съесть что-нибудь вкусное, включить хорошую музыку и почитать Эпикура: «Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, на столе – полную чашу, в саду – свежий цветок».

Об авторе

Мария Владимировна Калужская – заместитель директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат политических наук.