​Среди непопулярных решений последнего времени – притормаживание индексации работающим пенсионерам, или весьма резкая, высказанная два года назад, идея вовсе отложить им выплату пенсий, а выплачивать, действительно, только тем, кто отошел от дел...

Пенсионный фонд у нас консолидированный, правда, пока только молодые поколения имеют индивидуальные пенсионные счета, на которых есть и накопительная пенсия. Тем, кто выходит на пенсию сейчас, все выплаты будут, конечно же, осуществляться за государственный счет. И в этой связи нужно искать баланс между теми средствами, которые нужны, чтобы обеспечивать пенсионный фонд и для того, чтобы вкладываться в развитие ключевых сфер, таких, как здравоохранение и образование. Недаром бывший министр финансов, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сопоставил размер пенсионных обязательств с текущими расходами на образование: он хотел показать масштаб назревающих проблем и в то же время предостеречь от бездумного перебрасывания средств, чтобы заткнуть образовавшиеся дыры...

Обсуждая на днях с президентом страны Владимиром Путиным подготовку стратегии социально-экономического развития до 2024 года, он высказался и за изменение бюджетного правила. Что это такое? Это порядок, согласно которому мы определяем потолок расходов государства на основе цены на нефть. Поднятие этой цены с 40 до 45 долларов за баррель позволит использовать больше доходов на социальные расходы. Это могло быть дать шанс не только полностью отвечать по пенсионным обязательствам, но и изыскивать средства на развитие социального сектора. У здравоохранения и образования принципиально разные потребности: в здравоохранении остро стоит вопрос закупки и оснащения высокотехнологичным оборудованием, а в образовании несбалансированными и проблемными пока вновь оказываются вопросы... выплаты заработной платы.

Конечно же, в образовании идет серьезное омоложение работников (средний возраст педагогов сегодня уже 40-45 лет), поэтому говорить о том, что доход большинства учителей складывается из зарплаты и пенсии, сегодня неправильно – таких всего 20%. И, с одной стороны, это просто замечательно, но для бюджета всё как раз наоборот...

Очень многие говорят о необходимости переструктуризации внутри бюджета, что надо уделять больше внимания социальной сфере и меньше помогать банковскому сектору, промышленности, но в то же время они забывают, что без поддержки банковского сектора кровеносная система всей экономики начинает работать в состоянии тромбоза.

Поиск решений, касающихся выплаты пенсий, - задача крайне своевременная. Экономисты утверждают, что время жестких бюджетных ограничений еще не прошло, поэтому еще не раз будут возникать вопросы о повышении пенсионного возраста или выравнивании возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин. И образовательным сообществом они будут восприниматься крайне остро как посягательство на его права, ведь образование до сих пор остается сегментом с самой значительной женской занятостью. Конечно, здесь пока есть и льготная пенсия по достижений 25 лет стажа, но возможность отмены этой льготы обсуждается. И вполне вероятно, что на самом деле, несмотря на потенциальное возмущение, это будет весьма безболезненным решением,

поскольку в основном педагоги этой льготой не пользуются, откладывая выход на пенсию. Но тогда надо будет еще более грамотно подойти к подсчету особых периодов, которые учитываются при определении общего стажа. Уход за ребенком и работа в негосударственных образовательных организациях, например, учитывается, чего нельзя сказать о работе в качестве индивидуального предпринимателя... Все-таки хотелось бы, чтобы принимаемые решения никого не дискриминировали.

Когда мы говорим, что одно должно быть вместо другого – это, конечно вызывает негатив. У нас нет общественного согласия по очень многим вопросам, в том числе, и по пенсионной реформе. Все решения, которые предлагались в последние годы, воспринимались как усугубляющие и без того непростое положение дел. Во многом поэтому пенсионная реформа и забуксовала, и поэтому все боятся, что очередное решение, которое будет принято, может оказаться в пользу одной социальной группы, но в ущерб другой. В таком случае выходом из ситуации может быть референдум, чтобы решения которые озвучивают эксперты сразу выдвигались на общенациональное обсуждение, чтобы не было ощущения, будто нас ставят перед уже сложившимся фактом.

Об авторе:

Ирина Всеволодовна Абанкина – директор Института развития образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, профессор

NB! Расширенный материал, посвященный экспертному обсуждению этой темы, читайте в новом номере "Учительской газеты" от 21 ноября 2017 г.