Нельзя забывать, что подростковый возраст особенный. Молодым людям важно знать, что они что-то сделали сами, а не просто получили от родителей, учителей, знакомых. И им важно принимать участие в решении важных вопросов. Ребята, которые вышли на несанкционированные митинги, нашли для себя такой способ.

Подростки, которые выходят на митинги, уличные акции, учатся в школе, которая оказывает «образовательные услуги». В школе, учителя которой вынуждены каждый месяц подтверждать бумагами результаты своей работы, чтобы получить треть, а то и более трети обещанной им зарплаты. В школе, которая долгие годы билась за право участвовать в процессе воспитания и которой в этом праве перестали отказывать совсем недавно. Такой важный инструмент, как трудовое воспитание, объявлен устаревшим и ненужным в эпоху информатизации и высокотехнологичного труда. Детям некуда выплеснуть физическую энергию, энергию созидания, поскольку школа стала пространством исключительно интеллектуального напряжения.

Наряду с этим, правовому воспитанию, которое является одним из важных условий формирования законопослушного поведения в обществе, нужно уделять больше времени. Прежде всего, необходимо повышать правовую грамотность детей, чтобы они разбирались в вопросах законности и правопорядка. Отсутствие неназидательного воспитательного пространства, которое создается, в том числе, отсутствием понятия трудового воспитания, раскрывает поле негативной свободы, то есть принудительного безделья для ребенка, в которое врываются современные интерактивные технологии и подчиняют время ребенка себе.

Зачастую, с детьми не говорят о взрослом мире с его особенностями. О политическом устройстве страны, о процессах, которые происходят в производстве, науке, геополитике, о том, как происходит принятие решений в этих сферах. Социально-экономическую ситуацию в стране тоже можно и нужно обсуждать. Для этого необходимо создавать пространства для детей, где они могут удовлетворять свой интерес, в том числе участвовать в дискуссиях на актуальные темы, отстаивать свою точку зрения. Успешность этих мероприятий во многом зависит от участия в них взрослых, которые на своем примере покажут, что значит нести ответственность перед своей страной.

Об авторе:

Любовь ДУХАНИНА – заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта

С чего все началось?

На днях начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России Тимур Валиулин предложил расширить круг ответственных за участие школьников в несанкционированных политических акциях: «Мы должны задуматься о возможности внести поправки, изменения, с тем, чтобы привлекать к ответственности не только организаторов такого рода акций, но и родителей школьников, которые в них участвуют, и педагогов учебных заведений». Кто и за что должен нести ответственность? Мнения наших экспертов: http://ug.ru/archive/71967

Фото Вадима Мелешко