C самим проектом я познакомился полгода назад и даже принял в нем участие. Происходило это так. В одном из ресторанов (хороший, известный, демократичный) собрались, в основном, молодые люди и под гастрономический аккомпанемент читали вслух книги. И не просто читали, их оценивало жюри, состоящее из людей медийных – насколько это возможно в нашем городе. Были призы, хорошее настроение, элемент здоровой конкуренции. В общем, все прекрасно.

И вот что меня удивило. Ты выходишь на сцену или, скорее, в центр внимания, тебе дают книгу, и ты читаешь определенный ведущим отрывок в течение минуты. То есть времени на подготовку у тебя нет совсем. Ни секунды. Задача – правильно расставить логические акценты, ударения. Также жюри оценивает артистизм.

Я обратил внимание коллег по команде на то, что, наверное, было бы лучше, если бы тебе дали хотя бы 2 минуты на подготовку. Участник-чтец тогда точнее бы выразил мысль автора. Мне возразили – мол, в этом и фишка. Ну, ладно, ведь в целом дело хорошее: люди книжки читают. Больше я возражать не стал, читал как мог. Наша команда тогда выиграла, и через неделю мы поехали в Кострому, чтобы принять участие в финале этого конкурса. Я согласился участвовать, чтобы не подводить команду.

Это предыстория. А сейчас о главном. Недавно в очередной раз иду на это мероприятие. Проводилось оно уже во многих городах, скоро будет финал, главный приз – ни много ни мало 300 тысяч рублей. Да-да, подросток-чемпион получит триста тысяч! И не за плевание косточкой дальше всех, а за чтение книг.

Я шел «жюрить» наш ивановский финал. В составе жюри со мной рядом оказался даже кто-то из наших местных образовательных чиновников.

Всего 10 участников. Один из них мой знакомый, мой ученик, можно даже так сказать, занимается в моей группе в студии Хабенского. Было приятно его там увидеть. С одной стороны... А с другой, выходит конкурсант, волнуется, а ему раз книжку под нос: «Читай!». Он лихорадочно смотрит на обложку: «Пушкин», нащупывает закладку, открывает книгу и, ничего не понимая, произносит слова. Слова из букв. Целую минуту мучается человек, пытаясь произнести незнакомый текст правильно. Чтобы логика в предложении была и т.д. А еще ведь и артистизм учитывают, поэтому конкурсанты иногда громко завывают, особенно там, где прямая речь, и рукой так артистично подергивают... Ну, а как еще артистизм проявить, когда не знаешь, к чему его приложить? Смысла же отрывка ты не понимаешь…

И вот тут я напрягся. Я был уверен, что организаторы изменят правила, что не заставят детей читать бессмысленный текст, им неизвестный. Даже если ты читал его когда-то, все равно нужно время понять, о чем идет речь.

А мероприятие серьезное, и 300 тысяч, и Пушкин, и Рембо, и другие авторы, которые лежат в конвертах и ждут, когда их достанут, откроют и начнут с выпученными глазами выговаривать буквы, которые они, эти авторы, когда-то написали. Но вот о чем забыли организаторы этой странной затеи: чтобы прочесть ставшее классикой вслух, нужно немножко почитать про себя, вникнуть в то, что они выстрадали на бумагу.

И вроде как, на первый взгляд, идея такая благородная – популяризация чтения. Но ведь чтение должно быть осмысленным. Так, как читали бедные конкурсанты, они и сейчас читают – в постах соцсетей. Знаков 200 прочтут – и баста! Дальше – долго, сложно, нудно. А здесь – вышел, дали буквы, ты их складываешь в слова – то громко, то тихо, то завывая, то дергая рукой – и уже принял участие в конкурсе чтецов. А, значит, молодец!

Дети пока еще не понимают разницы… А мы, взрослые, им говорим, что так и надо. Еще и денег за это даем. Значит, наверное, так и надо ее читать, классику эту – бессмысленно. А потом еще и одноклассникам так между делом сказать: «Я тут на днях Брюсова читал – прикольно».

Вот оно это слово – «прикольно». Все, что происходило, было прикольно. Не было там ни Пушкина, ни Гоголя. Потому что они не писали буквы, которые произносили конкурсанты. Они, авторы, производили смыслы, до которых ни конкурсантам, ни организаторам почему-то дела нет. Им просто прикольно.

 

Об авторе

Дмитрий Пуркин – режиссер, сценарист, педагог дополнительного образования