Просто чтобы можно было звонить и отправлять смс. Ребёнок должен иметь возможность всегда быть на связи. И это вовсе не означает, что он бесконечно будет звонить родителям или родители будут звонить ребёнку. Но возможность позвонить в любую минуту должна быть обязательно. Ситуации бывают абсолютно разные!

Банально, кому-то из моих шестиклассников нужно взять в кабинете пакет с обувью, а я нахожусь где-то в школе, но не в кабинете. Позвонил мне ученик, и я пришёл. А ещё, я всегда разрешаю ученикам выходить в коридор и отвечать на звонки родителей. Я считаю, что просто так родитель во время урока ученику не позвонит. А раз звонит, значит, что-то важное и нужно ответить. Или я просто наивен? Ребёнок к 7-му классу привыкнет к тому, что телефон для связи. Научится не терять даже самый простой телефон. Да и на обычный дешёвый телефон не позарится кто-то из сверстников, так что это абсолютно безопасно.

С 7-го класса телефон нужен хороший: с камерой, Интернетом, плеером. Ребёнок к этому времени уже привык, что у него просто есть телефон и теперь можно использовать его и в учебном процессе. И поверьте, если учитель правильно организует деятельность на уроке, то телефон не будет помехой, а станет помощником. Учитель должен сделать телефон необходимым на уроке, раз уж он всё равно на уроке ученика есть.

Во-первых, можно просто не распечатывать каждому ученику карточки с заданиями, если они будут у всех одинаковыми. Пройти по рядам и пусть ученики сфотографируют задания для выполнения. Думаете, детям неудобно списывать с телефона? Как бы не так! Сам был в ситуации в детском лагере, когда у меня была одна книга, по которой учились программировать, а копии сделать для каждого не было никакой возможности. Сфотографировали все необходимые страницы и очень успешно выполняли задания.

Во-вторых, часто учителям на уроке нужно показывать видеофрагменты, а Интернета в кабинете нет. Но даже если бы он и был, то канал YouTube, как и многие другие сайты с видео, в школе фильтруются, поэтому воспользоваться ими нельзя. Очень просто – пусть ученики сами найдут на уроке нужное вам видео и сами просмотрят. Можно работать в паре – смартфон один на двоих, наушники тоже на двоих. Чтобы ученики в нужное для вас время действительно смотрели запланированный вами ролик, приготовьте вопросы по нему. Ученики смогут просмотреть видео столько раз, сколько им нужно и это не будет отвлекать окружающих.

В-третьих, я, например, при выполнении вычислительных заданий, наборе текста, выполнении графических работ сам предлагаю ученикам надеть наушники и слушать свою любимую музыку. Тогда никто никому не мешает, не разговаривает, чувствует себя комфортно. Да и на уроке идеальный порядок. Современные смартфоны позволяют монтировать отснятое видео. Предложите своим ученикам какое-то творческое задание: снять на видео как проходит опыт по физике, химическая реакция, как решается задача в тетради и т.д. А потом пусть сделают из этого обучающий ролик. Почему бы и нет? Учителям черчения хочу предложить фотографировать с учениками на телефон предметы с разных ракурсов, может тогда ребятам будет легче с освоением пространственного представления фигур.

Разрешите ученикам, когда необходимо, пользоваться калькулятором, использовать калькулятор в телефоне. Почему-то многие педагоги считают, что вычислять можно только на микрокалькуляторе, принесённом отдельно. А чем калькулятор в телефоне хуже? Я, например, не понимаю. Также в смартфоне есть компас и множество других полезных штук. Научите на уроке биологии или физической культуры измерять пульс и проверьте показания, которые даёт пульсометр. Разрешите ученикам читать книги не на бумажном носителе, т.е. собственно в книжном варианте, а на их электронном носителе. Вам важно чтобы ученик читал, или чтобы текст был именно в книге?

В Интернете есть много бесплатных онлайн курсов для школьников. Можно разбирать задания из них прямо на уроках. Знаете, как резко повысится ваш авторитет в глазах ваших же учеников, если, отыскав интересное задание, вы с ребятами тут же его правильно решите! Конечно, есть риск, но попробовать-то можно! Есть ещё масса способов заставить телефон работать на вас.

При изучении числительных моя коллега - учитель русского языка Ольга Коновалова - предлагает ребятам найти расстояние от нашего города Сегежи до «десяти мест, которые нужно увидеть в Карелии». Здесь на помощь приходят ГИСы. Ребята строят маршрут от нашего города до конкретного места, записывают в тетрадь расстояние и время в пути, а потом составляют предложения, записывая полученные числительные словами.

Однажды на одном из мастер-классов учителя информатики лицея №1 Петрозаводска Екатерины Либерцовой увидел интересную методику использования телефона, которую тут же применил на своих уроках. Составляется тест, а варианты ответов отмечаются цифрами. Отвечая на вопросы нужно записать в качестве ответа цифры, которые составляют номер телефона. Ответили на все вопросы, позвонили (или отправили смс) по получившемуся номеру. Все дозвонившиеся или отправившие смс на нужный номер получают «5».

Конечно, здесь нужно каждый раз иметь новую SIM-карту, но сейчас это не составляет проблемы. В прошлом году я придумал квест, когда задания всех этапов были закодированы с помощью QR-кодов, которые нужно фотографировать и распознавать с помощью приложения, установленного на смартфон. Ребята (да и педагоги), участвовавшие в квесте с увлечением переходили от станции к станции и выполняли задания. Все были очень довольны. С помощью QR-кодов можно выдавать домашние задания. Ребёнок может не записать предложенное вами задание в дневник, но он хотя бы даже ради любопытства сфотографирует картинку с QR-кодом. Ну, и, конечно, массу возможностей дают платформы для проведения интерактивного тестирования. Например, любимый мною Kahoot! Но это уже совсем другая история. Так что уважаемые педагоги! Если ученики на ваших уроках не выпускают из рук свои мобильные телефоны, смарфоны, планшеты, подумайте, как сделать так, чтобы все эти прекрасные современные устройства стали вашими помощниками! Удачи и успехов!


Об авторе

Виталий Меньшиков, учитель информатики школы № 5 города Сегежи, Карелия, лауреат республиканского конкурса "Учитель года Карелии"-2016

Кстати...

Учитель из США Майкл Соскиль (Michael Soskil) призывает задуматься, стоит ли запрещать использование смартфонов в школе. Он сформулировал пять причин, в связи с которыми запрет мобильных телефонов в школах – это безуспешная и даже вредная для учащихся мера.

1. Если мы готовим наших учеников к жизни после школы, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Использование смартфона облегчает работу почти во всех специальностях. А к тому времени, когда наши ученики приобретут профессию, необходимость использовать мобильные технологии станет еще актуальней.

2. В то время, когда школы сталкиваются с сокращением бюджетов, использование легко доступных мобильных технологий вполне логично.

3. Мобильные устройства прекрасно подходят для обучения знаниям и навыкам 21 века.
Если вы хотите привлечь детей к сотрудничеству, что может быть более эффективным инструментом, чем телефон? Организовать видеоконференции независимо от расстояний становится легко.
Один из главных аргументов против использования телефона в учебе, заключается в том, что дети легко могут обмануть. Политика запрета мобильных телефонов, потому что школьники могут с их помощью друг другу подсказывать, недальновидна. Когда дети кидали друг другу шпаргалки, никто не собирался запретить бумагу!

4. Школа живёт двойными стандартами.
Я знаю ряд школ, где администраторы приходят в классы со смартфонами и планшетами, чтобы делать заметки и руководить учебным процессом. Тем не менее, в этих же школах ученикам не разрешается использовать мобильные устройства.

5. Мы должны научить детей быть ответственными за использование мобильных технологий.
Держать учеников в “безопасности”, оградив их от мобильных технологий, безответственно с нашей стороны. Учащиеся используют мобильные телефоны, независимо от того, запрещаем мы их в школе или нет.